Президенту Медведеву к окончанию его медового месяца с властью подложили хорошую дипломатическую свинью. Подкладывать ее начали, правда, еще три года назад президенту Путину. И вот в России Дмитрия Медведева "Завещание" имама Хомейни официально признано экстремистской литературой. Это короткий документ, изучаемый во всех университетах мира и России в курсах истории и политологии. Включен в хрестоматии и научные сборники. По исторической значимости для XX века он сравним разве что с "Завещанием" Ленина и прощальным письмом Че Гевары.
Федеральная регистрационная служба (ФРС) в первых числах июня добавила к списку запрещенных материалов свежую десятку. СМИ не пошли в обсуждении дальше видеоролика с отрезанием голов таджику и дагестанцу. Обсуждали почему-то не уголовную составляющую преступления, а подлинность материала. (Интересно, что ни один суд в России пока не возбудил ни одного дела по сотням книг, статей и брошюр, призывающих резать мусульман).
А вот следующим номером в запретном списке шло "Завещание" Хомейни.
Список объявился на сайте ФРС аккуратно к 29 юбилею смерти лидера Иранской революции – официальной траурной дате в Иране.
Появление на сайте государственного органа РФ подобного запрета – вызов не столько Ирану, сколько президенту России. Ведь отдуваться-то ему, его администрации и МИДу.
А теперь о том, как сложилась цепочка глупости.
Пензенской прокуратуре хотелось ярких дел. Попытка объявить самое большое татарское село Средняя Елюзань новой Чечней в декабре 2005 года провалилась. Но сельское медресе закрыли, книжки увезли. Следователь по особо важным делам прокуратуры Пензенской области А.В.Попов 21 января 2006 года направил в пензенскую лабораторию судебной экспертизы гору книг и кассет. Уже 17 марта два сотрудника криминальной экспертизы Ирина Геранина (филолог с 3-летним стажем) и Елена Логинова (психолог с 4-летним стажем) объявили "Завещание" имама Хомейни, обращенное почти 30 лет назад умирающим лидером к иранскому народу, призывом к насилию и расправе, опасным теперь для российских граждан. Их насторожили слова имама: "решительно, и всей деятельностью и трудом выступайте за устранение всех форм зависимости", "вы сами должны подняться на борьбу ради этого жизненно важного дела осуществления свободы и независимости".
Девушки не скрывали, что пользовались "Советским энциклопедическим словарем" 1982 года, словарями русского языка и трудами по "скрытому эмоциональному содержанию текстов СМИ". Само упоминание Аллаха они простодушно посчитали ни много ни мало элементом нейро-лингвистического программирования.
Прошло 2 года. Суд города Городище Пензенской области 21 февраля 2008 года по иску пензенской прокуратуры признал "Завещание" Хомейни экстремистским. И вот 3 июня ФРС пополнила свои списки экстремистской литературы – столь значимых имен в нем пока не было. Саму ФРС к 1 октября распустят, о чем заявил Медведев, едва став президентом.
Хочется верить, вместе с ведомством канут в Лету и запретные списки. Ведь в служебном рвении и ради угождения начальству чиновник не знает удержу, а позор ложится на первое лицо. Могут ведь к Олимпиаде и Аристотеля запретить – он много писал о разумном устройстве общества. Поссоримся с Грецией, останемся без огня.
Надежда Кеворкова,
специальный корреспондент "Газеты" (Москва)
специально для "Фонтанки"
Как пензенские лаборанты готовили дипломатический скандал для президента
9 июня 2008, 20:18
525