День России в этом году напоминал майские праздники: страна получила сразу несколько выходных, и счастливые граждане, забыв, по какому поводу гуляем, ринулись на дачи-шашлыки. Для кого в полупустых городах государство организовывало увеселительные и патриотические мероприятия, осталось загадкой. Точно так же непонятно, кому 12 июня показывало свои программы ТВ. Неудивительно, что телеэфир в День России вышел на редкость унылым.
12 июня – праздник для народа в высшей степени «темный», непонятный. Сколько ни тратит государство пропагандистских и медийных ресурсов, сколько ни потеют кремлевские политтехнологи, изобретая новые формы преподнесения уроков патриотизма, население упорно не желает понимать смысл главного государственного праздника. В этом отношении 12 июня очень похоже еще на одну «красную дату» - 4 ноября. День для проведения масштабных политических пиар-акций государственные мужи выбрали, но вот вложить в новую дату хоть толику смысла, концептуально оформить праздник так и не смогли.
Нет, различные социологические опросы (не очень-то беспристрастные, надо полагать) из года в год прямо-таки кричат нам о том, что население-де стало лучше относиться ко Дню России и начало, наконец, осознавать всю его важность и волнующую душу торжественность. Однако глас народа (ныне, как известно, раздающийся исключительно в сети Интернет, в блогах и на форумах) свидетельствует об обратном. Блоггеры весьма непатриотично называют 12 июня «Днем независимости от работы», «Днем независимости власти от народа» или же просто – «Праздником шашлыков».
Сотрудникам телеканалов, думается, в этот погожий июньский день очень не хотелось париться в душных редакциях за вымучиванием очередной сводки новостей или же затыканием эфирных дыр сериалами и «народными» кинолентами. Им бы туда – к мангалу и пиву, в обывательский шестисоточный рай, дарующий иллюзию свободы от урбанистического морока и офисного рабства. Ан нет! Телевидение, как известно, должно работать всегда – если, конечно, на дворе не атомная война и не нашествие марсиан. Короче говоря, вполне понятно, почему королевой телеэфира 12 числа стала скука. Телевизионщики словно заранее знали, что «ящик» в праздничный день никто смотреть не будет, и поэтому при составлении программы передач особенно не усердствовали.
Тон задал «Первый канал», показавший сначала кино из разряда «по волне моей памяти» («Приходите завтра»), а затем документальный фильм о Людмиле Зыкиной - певице во всех смыслах народной, патриотичной, русской, исконной etc. А вот потом «первая кнопка» повела себя по отношению к зрителю в высшей мере беспардонно: с часа дня и до пяти вечера здесь «крутили» снятый в 2004 году военный сериал «На безымянной высоте...», рассказывающий о противостоянии советского снайпера с немецким. Создалось впечатление, будто ответственные за эфирную политику канала сотрудники «Первого» попросту перепутали 12 июня с 9 мая. Что ж, людей понять можно: лето, солнце, все мысли – о вожделенном отпуске в Турции али в Египте. Странно еще, что запись с парадом Победы в эфир не поставили.
Кстати, не один только «Первый» решил отделаться от почтенной публики с помощью продолжительных сеансов «мылотерапии». Канал «Россия», например, целых шесть часов подряд показывал мелодраму «Если у вас нету тети...» (ох, уж эти многоточия в конце названий «мыльных» шедевров!). Мне представляется, что на такого сорта телепродукцию не позарились бы даже жители села Кургузово. О петербуржцах и москвичах можно и не говорить.
По традиции, «не парился» с составлением праздничной вещательной сетки канал «ТНТ». Здесь, как известно, ни одна красная дата не обходится без многочасового сеанса зомбирования аудитории одной и той же передачей, будь то «Битва экстрасенсов» или «Смех без правил». На этот же раз на «ТНТ» состоялась премьера реалити-шоу «Привет/ Пока», оккупировавшего телеэфир аж на восемь часов подряд. Идея этой программы проста до безобразия: щеголеватый ведущий тусуется в аэропорту «Домодедово» и выбирает якобы случайных «жертв», к каждой из которых он пристает с неизменным вопросом: «Встречаете или провожаете?». Далее с экрана звучат слезные истории встреч и расставаний родственников, друзей, влюбленных и т.д. Получается этакий гибрид «Жди меня» и «Женских историй». «Сопли в сахаре» - так грубо, но метко называют подобный формат сами телевизионщики. Создатели нового шоу на «ТНТ» всячески уверяли нас в том, что все рассказанные в проекте истории – невыдуманные, а герои находятся ведущим прямо на месте, в залах «Домодедова». Позвольте продюсерам реалити не поверить.
Представьте сами: вы готовитесь садиться на самолет, стоите с сумками-документами-билетами, напряженно выглядываете нужную информацию на электронном табло. И вдруг рядом, как чертик из коробочки, возникает приставучий молодой человек, заставляющий вас исповедоваться перед телевизионной камерой. Даже если в этот момент между вами и встречающими/провожающими не происходит бурных сцен со слезами и поцелуями, любитель надрывных историй, вероятнее всего, будет послан «на небо за звездами». У нас ведь люди не особо отзывчивые – от протянутой подростком на выходе из метро рекламной листовки и то шарахаются, как от чумы.
Однако телевизионный экран – вещь воистину магическая. Сталкивающиеся с ведущим «ТНТ» люди – смеющиеся и рыдающие – с готовностью поворачиваются к камере и охотно начинают рассказывать свои незамысловатые лав-стори. Сюжетов здесь немного: «Любим друг друга до беспамятства, но он/она улетает по работе/учебе на полгода/год в другой город/страну. Не знаю, как жить друг без друга будем». Или – «Я живу в Москве, он/она - в Катманду, сейчас встречаемся после годовой разлуки». Подобные истории звучат из уст самых разных людей, пару раз даже ведущий «нарывался» на лиц нетрадиционной сексуальной ориентации. Так, один томный молодой человек с пышным букетом роз в руках поведал всей стране о том, что он «встречает своего любимого».
Канал «НТВ», тем временем, отдал эфир во власть женщин: сначала здесь была показана русская «бондиана» с «няней» Заворотнюк в главной роли (смешной до коликов блокбастер «Код апокалипсиса»), затем – снятый по мотивам культовой видеоигры фильм «Лара Крофт – расхитительница гробниц» с Анжелиной Джоли. Какое отношение эти супервумены имеют ко Дню России, осталось загадкой, однако смотреть на ту же Джоли было куда приятней, чем на юного продолжателя дела Оскара Уайльда, рассказывавшего о своей большой и чистой любви.
Апофеозом весьма скучного телевизионного Дня России, по традиции, стала трансляция большого праздничного концерта на Красной площади. Как и год назад, сие мероприятие называлось «Россия молодая». Большой привет, как говорится, пионерам-комсомольцам, сталинским парадам физкультурников и вообще – всей советской традиции казенно-показного энтузиазма и задора. Правда, особой живинки на этот раз у организаторов концерта не получилось: попсовые артисты механически отрабатывали свои номера, ведущие столь же механически выкрикивали славословия в адрес России, статисты из различных прокремлевских движений, изображающие счастливую российскую молодежь, усердно размахивали флагами. По-настоящему весело стало лишь под конец действа, когда артисты массовки, одетые в национальные костюмы народов России, запели гимн. Выглядело это все как злая пародия на советскую праздничную показуху.
В общем, дорогие россияне, те из вас, кто 12 июня рванули на шашлыки, ровным счетом ничего не пропустили. Более того – самим телевизионщикам, как показалось, надоело обслуживать казенные праздники и быть идеологическим рупором. А посему предложение: давайте переименуем День России в День Дачника и сделаем народную традицию – покидать 12 июня постылый город ради вожделенных шести соток – освященным ритуалом. Передачи и фильмы на дачную и сельскую тематику у наших телеканалов, думаю, найдутся.
Сергей Ильченко-мл.
Поделиться