Свои «пять копеек» в дело борьбы с коррупцией хочет вложить Следственный комитет при Генпрокуратуре, предложивший запретить чиновникам брать подарки. Тема борьбы с коррупцией не уходит с новостных телепрограмм и полос газет после того, как президент Дмитрий Медведев, еще будучи кандидатом в главы государства, записал жирным шрифтом этот пункт в свою предвыборную программу.
Новая волна призывов бороться с неприятным явлением вызвала совершенно разные, но схожие в своей активности, последствия. Бороться начали все. Спикер Совета федерации Сергей Миронов, например, предложил по сроку уголовного наказания приравнять коррупционеров к государственным изменникам, и, заодно, ввести обязательную конфискацию неправедно нажитого имущества и самого взяточника, и членов его семьи.
Прошедший в начале июня Петербургский экономический форум также не обошел эту тему. Так, на конференции «Прозрачность и эффективность государственных институтов» лихо спорили о коррупции: председатель Высшего арбитражного суда Антон Иванов предложил сократить на 40% аппарат чиновников, а депутат Госдумы Елена Мизулина потребовала реформы Верховного суда и органов прокуратуры. Условно безработный Анатолий Чубайс и вовсе заявил: «Мы должны оценивать государство с точки зрения качества сервиса, услуг, которые оно предоставляет — экономике, стране в целом».
Кажется, что еще чуть-чуть, и коррупция (точнее, борьба с ней) станет очередным национальным проектом. Правда, складывается такое впечатление, что все будет как с жильем: первые лица страны хотят, чтобы оно было доступным, а оно с каждым днем все дороже и дороже. В УК РФ уже давно есть определение таких понятий, как взятка, превышение и злоупотребление должностными полномочиями, а вот понятия «коррупция» до сих пор нет. Но все с ней активно борются.
На этот раз с неожиданной антикоррупционной инициативой выступил Следственный комитет при генпрокуратуре. Он хочет отменить норму закона, позволяющую чиновникам получать подарки. Сотрудники этого ведомства углядели противоречия между гражданским и уголовным кодексами.
В отличие от простых россиян, госслужащие по закону могут принимать отнюдь не любые подарки. Дары делятся на те, которые они должны сдать государству, те, с которых они должны заплатить подоходный налог, и, наконец, на те, которые они могут со спокойной душой оставить себе. Согласно закону «О госслужащих», подарки, полученные «во время протокольных мероприятий, служебных командировок, других официальных мероприятий, признаются федеральной собственностью и собственностью субъекта Федерации и передаются гражданским служащим по акту в госорган, в котором он замещает свою должность за исключением случаев, предусмотренных Гражданским кодексом». Например, у губернатора Ленинградской области Валерия Сердюкова в приемной есть специальная полочка, на которую выставляются все приглянувшиеся сердцу областного главы дары «заморских гостей».
Гражданский кодекс предусматривает, что госслужащим не дозволяется дарить что-либо, превышающее своей стоимостью пять минимальных размеров оплаты труда. Но и здесь существует коллизия. В законе «О госслужащих» допускаются «поощрения и награждения за безупречную и эффективную гражданскую службу». А одной из форм такого поощрения может стать вручение ценного подарка. Так что вопрос в том, что считать подарком, а что - награждением и поощрением. Кроме того, нормы закона не распространяются на личные подарки и те, что подносят ко дню рождения. В общем, провести четкую грань между подношениями чиновникам совсем непросто.
А между тем, статья 290 УК РФ расценивает как взятку любое получение денег или иного имущества чиновниками в связи с исполнением их должностных обязанностей. На эту норму УК и уповают следователи в качестве аргумента, почему чиновникам нужно запретить принимать подарки. Если ГосДума поддержит эту инициативу, то можно предположить, что в скором будущем на дверях должностных лиц будет висеть табличка: «С подарком вход запрещен».
Надо сказать, что облеченным властью сановникам (видимо, по азиатской традиции) постоянно оказывают знаки внимания. В особую категорию входят личные подарки на юбилеи и праздники, но все дорогостоящие автомобили, яхты, виллы, ювелирные украшения остаются тайной за семью печатями. Официально же на всевозможных протокольных мероприятиях чиновники предпочитают обмениваться в основном памятными сувенирами с государственной символикой, книгами и картинами с изображением местных красот.
Особый интерес у народа вызывают подарки руководителям государства. Например, любимицу семьи Владимира Путина лабрадора Кони подарил главе государства министр по чрезвычайным ситуациям Сергей Шойгу. Презентами являются и два любимых пуделя Людмилы Путиной, а также карликовая лошадка Вадик.
Кроме того, в коллекции подарков, поднесенных второму президенту РФ, значатся: копия шапки Мономаха, изготовленная российскими ювелирами к 50-летию главы государства, карта федеральных округов, выполненная из уральской яшмы, и даже угольная шахта. По поводу последней находчивость проявил губернатор Кемеровской области Аман Тулеев, который в поздравительной телеграмме, направленной к юбилею Путина, написал, что в Кузбассе открывается шахта "Ульяновская", и попросил считать ввод в эксплуатацию шахты подарком к юбилею главы государства.
Президент Молдавии Владимир Воронин, видимо, со скрытым подтекстом, преподнес Путину хрустального крокодила, пояснив при этом, что «крокодил - это единственное животное, которое не сдает назад».
Вообще, скрытый подтекст подарков для российской политики не нов. Например, за полгода до отставки с премьерской должности Михаила Касьянова Владимир Путин подарил ему горные лыжи. Может быть, чтобы легче было скатиться «с верхов»? А Владимир Жириновский на один из новогодних праздников преподнес спикеру Госдумы Борису Грызлову белого медведя, правда, с ангельскими крылышками.
«Запретить чиновникам принимать подарки – это не очень эффективная мера, - считает председатель бюджетно-финансового комитета ЗакСа Владимир Барканов, - чтобы получить «благодарности», найдутся и другие способы. Мне кажется, целесообразнее было бы унифицировать с точки зрения налогообложения эти подарки. Как известно, в нашей стране запрет и строгость закона компенсируются полным его неисполнением».
Бывший председатель комитета по культуре Николай Буров, с 1 июня покинувший стройные чиновничьи ряды, считает, что ничего страшного не произойдет, если государственным служащим запретят принимать подарки вовсе: «Памятуя мое актерское прошлое, мне много приносили цветов, - ну, ничего страшного, если бы мне их не дарили. Если запретят принимать подарки, чиновники от этого не пострадают. Вопрос о коррупции гораздо шире, чем подарок – это ключи от дорогих автомобилей, счета в банках и так далее. Но я этого, к счастью, не ощутил на себе, так как сразу выставлял за порог тех, кто даже намекал на взятку».
Алексей Яушев,
Фонтанка.ру
Поделиться