Ломоносов лихорадит. В городе замышляется грандиозная стройка — создание контейнерного терминала в районе Военной гавани и Морского канала. Уникальный город-памятник, объявленный заповедником, должен превратиться в крупнейший грузовой порт, а окрестности — любимые места отдыха представителей дома Романовых — в зону складов. Жителям тихого городка Рамбова сулят золотые горы и лучезарное промышленное будущее. Но они проявляют несознательность: развиваться не хотят, пишут жалобы властям и всячески пытаются остановить прогресс.
Проект, которого, вроде бы, нет
Жителей города можно понять. Любимые рыболовами участки береговой зоны огорожены заборами, около воды свалены груды песка. Информация о том, что и как здесь собираются построить, добывается с боем, к тому же ответы властей туманны и противоречивы.
«Залив до недавнего времени заваливали песком, - рассказывает житель Ломоносова Владимир Журавлев. - С февраля месяца до середины мая машины ездили круглосуточно, прожектора горели всю ночь. В последнее время работы прекратились, территория огорожена забором, половина залива завалена. Что происходит — никому не известно».
Из публикаций в СМИ и публичных заявлений губернатора города следует, что на бывших причалах порта «Янтарь» ведутся работы по строительству нового контейнерного терминала. Из ответа председателя КГА Александра Викторова на запрос местных жителей, подписанного 7 апреля 2008 года, следует, что «в настоящее время проектирование не закончено, и разрешение на строительство объекта не выдавалось», а ведется лишь «разработка проекта планировки, совмещенного с проектом межевания зоны портового комплекса». Проектную документацию обещано согласовать со всеми заинтересованными организациями. Жителям Ломоносова обещано провести публичные слушания для окончательного решения вопроса о строительстве объекта.
При этом, как рассказывает депутат муниципального совета Михаил Евдокимов, проект местные жители не видели в глаза. «В феврале проходили общественные слушания, но на них нам предъявили к обсуждению картинку из журнала. Никакого проекта нет и не было», - утверждает он.
Однако глава муниципального совета города Ломоносов Александр Мишуткин утверждает, что все документы на проведение работ у застройщиков имеются, и все они в полном порядке. По его словам, лицензия на «водопользование с целью использования акватории для дноуглубительных работ и образований новых территорий» выдана АО «Янтарь» еще в 2006 году, государственная экологическая экспертиза проекта строительства торгового порта была проведена в том же 2006 году. По документам от 2008 года АО «Ломоносовский грузовой терминал» (правопреемник АО «Янтарь») разрешено проведение работ «по благоустройству стройплощадки и устройству временных дорог и сооружений, включая создание склада песка», а также «установка временного ограждения для складирования».
«Всё по закону, - уверяет генеральный директор «Ломоносовского грузового терминала» Юрий Ткач. - Проект полностью согласован. В январе 2006 года пройдена экологическая экспертиза, а еще раньше, в 2005 году — государственная техническая экспертиза. Получено разрешение на образование искусственных островов и территорий». По его словам, сейчас проект находится на рассмотрении в Росречфлоте, и, как только будет получена лицензия, комплект необходимых согласований станет полным.
Правда, и Мишуткин, и Ткач старательно обходят молчанием то, что проекта терминала не видел никто, а вся разрешительная документация относится только к подготовительным работам. Но, с другой стороны, формально никаких нарушений закона нет — именно подготовительные работы в Ломоносове и ведутся. Остается непонятным только, почему подготовка начинается раньше, чем появляется сам проект.
Мистические документы
Надо сказать, рождение будущего терминала окутано легким налетом мистики. Таинственным образом исчез протокол общественных слушаний - причем пропала не только стенограмма, но и аудиозапись этого заседания. Разрешительная документация на строительство, которая находится у Юрия Ткача, существует только в единственном экземпляре и только в бумажном виде, поэтому пересылке по электронной почте не подлежит. Нельзя выслать эти документы и по факсу, а также сделать с них ксерокопию — их можно продемонстрировать только при личной встрече и только в кабинете самого Юрия Ткача: иначе проект увидят конкуренты, имена которых не разглашаются - «чтоб не подслушали».
Не менее туманна и ситуация с используемыми площадями. По закону территория Санкт-Петербурга заканчивается по урезу воды — дальше начинаются федеральные земли. «44% рассматриваемой территории входит в акваторию Финского залива и является федеральной собственностью. Комитетом по градостроительству и архитектуре согласован первый этап означенного проекта планировки только в части, расположенной на территории субъекта Российской Федерации (по урезу воды)» - говорится в письме вице-губернатора Петербурга Александра Вахмистрова от 21 мая 2008 года. Поэтому все работы можно производить только на берегу, где «Ломоносовский грузовой терминал» арендует 3,5 га земли — о каком образовании новых территорий и искусственных островов в этой ситуации может идти речь, остается неизвестным.
Возникают вопросы и со сроками аренды площадей для нового порта - по информации Владимира Журавлёва, полученной в неофициальной беседе с районными чиновниками, срок аренды участка под строительство намывного порта «Янтарь» у акционеров закончился 31 декабря прошлого года. В февральском интервью SeaNews заместитель генерального директора ЗАО «Ломоносовский грузовой терминал» Максим Богатырёв сообщил, что срок аренды компанией 3,5 гектаров береговой полосы истекает весной этого года, но вопрос о продлении будет решён в ближайшее время. Документы, по его словам, уже направлены вице-губернатору Петербурга Александру Вахмистрову.
«Нам принадлежит 3,5 га земли на берегу и еще гектар мы арендуем у Петродворцового КУГИ, - рассказывает Юрий Ткач. - Сейчас как раз идут переговоры о продлении аренды». «Строительство порта начнется очень нескоро — им никто не хочет продлевать аренду», - дополнили этот спектр мнений в компании «Петербургский контейнерный терминал» (ПКТ).
«Заповедник культуры» превратится в промзону?
Пока весь город озабочен спасением Военной гавани и Морского канала, в другой части Ломоносова - в районе Ольгина канала - тоже появились заборы. Здесь проводит изыскательские работы компания «Феникс», входящая в холдинг «Форум». «В настоящее время по заказу ООО «Феникс» ЗАО «ГТ Морстрой» завершает разработку проекта строительства первой очереди ММПК «Бронка», - сообщили в пресс-службе будущего застройщика. Этот проект пока жителей Ломоносова не беспокоит — во-первых, ведут себя строительные компании довольно тихо, во-вторых, «к масштабным работам они еще не приступили».
По странному совпадению, оба проекта будущих грузовых терминалов абсолютно не предусматривают решение логистических проблем. Вопрос: «По каким дорогам будут вывозиться грузы, прибывающие в порт?» - в компании «Феникс» просто оставили без ответа. В компании «Ломоносовский грузовой терминал» очень туманно сослались на возможности железных дорог, при этом пресс-служба ОЖД о будущих планах развития сети железных дорог в районе Ломоносова не осведомлена.
Не менее интересна ситуация и с шоссейными дорогами — еще в ноябре 2005 года было подписано распоряжение Комитета по транспортно-транзитной политике Санкт-Петербурга «О создании рабочей группы по развитию зоны Бронка - Ломоносов как транспортно-логистического узла на базе создания нового морского грузового района Большого Порта Санкт-Петербург». Тогдашний председатель этого Комитета Андрей Карпов создал рабочую группу в составе 27 человек (включая, кстати, и Александра Мишуткина, и Юрия Ткача). Результаты работы этой комиссии не обнадеживают.
По информации Владимира Журавлёва, согласно одному из проектных предложений, грузы должны будут вывозить по дороге, построенной параллельно Краснофлотскому шоссе в сторону КАД. Трасса должна пересечь южную часть Морского канала, ту, которая входит в панораму, открывающуюся из Нижнего сада парка «Ораниенбаум» - здесь предполагается построить виадук. Но Морской канал относится к числу уникальных инженерных и ландшафтных сооружений и признан объектом культурного наследия федерального значения. Поэтому по Генплану 2005 года он считается визуальным коридором с особо жёсткими условиями высотности, и, теоретически, ни его засыпка, ни строительство через него виадука невозможны.
В том случае, если дорога будет соединять путепроводом Морскую улицу в Мартышкино с Ораниенбаумским проспектом в Ломоносове, где будет сделан съезд на КАД, пострадают несколько памятников архитектуры XIX века. Кроме того, берег залива в восточном направлении имеет статус Р-2 — зелёной зоны общественного пользования, и такое назначение совершено несовместимо с трассой, по которой должен проходить интенсивный грузопоток.
Несмотря на все бьющие в глаза странности проектов будущих грузовых терминалов в Ломоносове, 29 апреля на заседании городского правительства была утверждена концепция развития терминально-складской инфраструктуры Санкт-Петербурга. Она разработана комитетом по транспортно-транзитной политике в соответствии с Генпланом города и федеральной целевой программой «Модернизация транспортной системы России до 2010 года».
Выделено 20 основных зон размещения объектов терминально-складской инфраструктуры. Ломоносов и его окрестности признаны наиболее перспективными для создания складских зон. И в этом случае о городе, который сами жители называют «заповедником культуры», придется забыть — он превратится в промзону. Впрочем, не исключено, что жители Ломоносова беспокоятся преждевременно.
«Да не построят они этот порт! Усть-Лугу уже сколько лет строят, а этот - будут еще дольше», - заявил на условиях анонимности один из руководителей «Национальной контейнерной компании», лидера рынка контейнерных перевозок и, к слову, один из тех конкурентов, чьего коварства так опасается Юрий Ткач.
Кира Обухова,
Фонтанка.ру
Поделиться