На сцене БДТ имени Г.А. Товстоногова начались гастроли Омского академического театра драмы, что продлятся до 26 июня. Обладатель шести «Золотых масок», высшей отечественной театральной награды, этот сибирский коллектив считается одним из лучших в России. Его гастроли в Москве всегда проходят с триумфом, а вот в нашем городе омская драма была больше двадцати лет назад. В первый вечер гастролей был показан эпатирующий публику спектакль «Дачники» А. Пешкова.
В таких случаях весьма вольного обращения с классическим оригиналом говорят: «Автор, наверное, в гробу перевернулся». Минувшим вечером Алексей Пешков, он же, как вежливо напомнили перед спектаклем, человек, «творивший под псевдонимом Максим Горький», если так позволительно сказать, вертелся не переставая. Что сделал Омский академический театр драмы с его «Дачниками», под понятия академизма явно не подпадает.
Впрочем, возможно, «вертелся» классик русской советской литературы не от этого, а просто под музыку Гарика Сукачева. От традиций привычного зрителю академического театра омский режиссер Евгений Марчелли оставил не много. «Нафталиновая» традиция отброшена. На замену ей пришли весьма откровенные сцены и достаточно вольная манера обращения с текстом.
Два главных акцента: мужчина и женщина. Все остальное — лишь фон. Поэтому ничего запретного на сцене быть не может, и даже зрелище обнаженного юноши, появляющегося на подмостках, не кажется шокирующим. Не говоря уже о сценах в навевающем вполне определенные ассоциации стоге сена. Хотя для соответствия современным веяниям в искусстве на афишах следовало бы писать что-то вроде «просмотр запрещен детям до 16-ти». Впрочем, в этом случае детей до 16-ти в зале оказалось бы еще больше. Эпатаж, похоже, стал лучшим способом привлечь в театры молодых. «Дачники» не исключение. В зале предостаточно отроков и барышень, наслышанных о нестандартном подходе омичей к литературной классике.
Кроме Сукачева и некоторых фривольностей, Евгений Марчелли допустил на подмостки рабочих сцены. В перерывах между действиями они совершенно органично вписывались в мизансцены, передвигая нехитрые, даже камерные, декорации. При этом совершенно не мешая актерам, что на сцене себя чувствуют, будто в телешоу «За стеклом».
Зрителям предложили не выключать телефоны, кто знает, спектакль-спектаклем, а вдруг что-то важное в жизни пропустят! Кстати, пространство сцены лишний раз показывает, что не антураж важен и не каноническое триединство. Важны только Он и Она, все остальное лишь «намеки» и «штрихи». Декорации — лишь линии. Музыка — фон. Костюмы — необходимость прикрыть тела. Время — лишь слово. Горький оказывается абсолютно современным, даже сложно представить, что все вот это было написано в 1904-м.
Сердца многих заядлых театралов не выдерживали, они с ворчанием покидали зал, не просидев и двадцати минут. Многие же, кто оставался, поначалу недовольно морщились, но вскоре уже начинали смеяться и переживать превратности судеб горьковских героев.
Ксения Потеева,
Фонтанка.ру
СПРАВКА:
В афише гастролей четыре спектакля Евгения Марчелли: «Дачники» (они будут показаны еще и 20, 26 июня), непредсказуемый и лишенный надоевших «общих мест» "Вишневый сад" А. Чехова (18, 22 июня), полная чувственности и любовной агрессивности «Фрекен Жюли» А. Стриндберга (21, 22 июня, малая сцена), простая и бесхитростная «Зеленая зона» М.Зуева (17, 21 июня). Театр представит также вдохновенную, легкую и остроумную комедию Георгия Цхвиравы «Чертова дюжина», сочиненную по произведениям А. Аверченко (19, 23 июня), а также спектакль «Жена есть жена», который по рассказам А.Чехова поставил режиссер Игорь Коняев (24, 25 июня).
В рамках питерских гастролей пройдет также выездная сессия лаборатории современной драматургии Сибири, Урала и Дальнего Востока при Омской драме. Цель ее весьма благородна – найти и поддержать авторов, пишущих для репертуарного театра. На малой сцене БДТ имени Г.А. Товстоногова будут показаны эскизные постановки пьес современных авторов, исполненные артистами Омского академического театра драмы.
Поделиться
Поделиться