Какую книгу вы берете с собой, отправляясь в отпуск? Нет, мы не о путеводителе, имеющем чисто утилитарное значение. Речь о той книге, что приятно раскрыть в самолете, едва оторвавшись от земли и предчувствуя радости долгожданного отдыха; или на пляже, слушая шум волн и шелест ветра в пальмовых кронах; или вечером в номере отеля, когда голова кружится от обилия новых впечатлений?
Каждый, кто хоть раз стоял перед книжными полками в мучительном выборе между Джойсом («Может, хоть в отпуске я, наконец, его одолею?») и детективом в яркой бумажной обложке («Проглочу и не замечу. Но ведь стошнит? Или нет?»), знает, как сложно взять с собой «правильную» книжку. Чтобы была не слишком обременительна для усталых мозгов, не нарушала расслабленного настроения, но и не вызывала стойкого отвращения к печатному слову. И по объему бы подходила: обидно будет, если книжка закончится уже к вечеру второго дня, но и тяжеленный том в чемодане ни к чему. А еще здорово, если книжка «тематически» вписывается в отпуск…
Например, решили вы отправиться в Китай… А что? Там Олимпиада скоро, и направление нынче популярное. Почему бы не взять в дорогу совсем свеженький роман китайского автора Су Туна «Последний император»? Открою тайну: на самом деле книга называлась «Сны императора» — «Последним императором» ее окрестили, чтобы привлечь ваше внимание, напомнив о фильме Бертолуччи. Но к истории бедного Пу И, последнего из маньчжурской династии Цин, этот роман не имеет никакого отношения. Хотя смутное сюжетное сходство поначалу все же просматривается: мальчик после смерти отца оказывается во главе огромной империи. Только происходит это не в XX веке, а эдак с тысячу лет назад. Бабка четырнадцатилетнего Дуаньбая обманом возводит его на трон, чтобы править от имени малолетнего внука. Дуаньбай распоряжается своей властью, как и положено подростку, — бессмысленно и беспощадно, мучая и убивая всех, кто оказался не по нраву. А тех, кого любит он, мучают и убивают другие…
Заканчивается все это безобразие, конечно же, переворотом, и бывший всесильный правитель оказывается простым бродягой без гроша за душой. Как ни странно, только это и позволяет ему осуществить свою мечту: Дуаньбай становится канатоходцем, организует лучший в стране бродячий цирк и первый раз в своей жизни оказывается близок к счастью…
Чем дело кончилось — утаю, скажу лишь, что западным хэппи-эндом здесь не пахнет. Книжка, написанная под явным влиянием западной литературы, сохраняет восточный колорит — прежде всего, он ощущается в нарочито отстраненном тоне автора. Какие-то немыслимые ужасы (смерть наложниц, удавленных белым шелком, дабы сопровождать императора в загробной жизни; изощренные пытки государственного преступника; страшная расправа с жителями побежденного города) описываются ровным тоном, без тени эмоциональной оценки. Поневоле задумаешься над странностями китайской ментальности и, попав в эту страну, станешь внимательнее вглядываться в окружающие тебя улыбающиеся лица…
По правде сказать, того Китая, что рисует Су Тун, никогда и не существовало, но в период Сражающихся Царств на месте будущей Поднебесной возникали и рушились целые государства, по образу и подобию которых и выстроено романное царство Се. Прекрасно разбираясь в родной истории, Су Тун создал вполне правдоподобное пространство роскошного императорского дворца — с павильонами, залами и переходами, где снуют евнухи, служанки и наложницы, где воздух отравлен завистью и интригами, где гибнет все искреннее, свежее, наивное. Не менее правдоподобно выглядит и страна за пределами дворцовых стен: узкие улочки городов, заполненные торговым людом; особняки вельмож; проселочные дороги меж бескрайних рисовых полей… Древний Китай встает со страниц романа — и словно провоцирует сравнить его с современной страной…
Но, может быть, вы считаете Китай слишком экзотичным и предпочтете проверенную Турцию: пятизвездочный отель, «все включено», пляжный зонтик, услужливый персонал? Предлагаю добавить в такой расслабленный отдых немного «перца», прихватив с собой исторический боевик Владимира Соболя «Черный гусар». Какая связь, спросите вы? А вот какая. Главный герой этой книги — армянский князь Валериан Мадатов, сначала поручик, затем генерал Александрийского гусарского полка (военнослужащие носили черную форму), значительную часть военной карьеры провел, воюя именно с турками. Представляете, какое необычное чувство возникнет, когда, прочитав о штурме русскими войсками турецкой крепости, вы поднимете глаза от книжной страницы и примете коктейль из рук потомка свирепых янычаров?
Шутки шутками, а исторический боевик — отличный отпускной выбор для тех, кого в принципе интересует история и привлекает динамичный сюжет, не отягощенный философствованиями и любовными интрижками. В «Черном гусаре» в центре внимания — военная жизнь: муштра, отношения в полку, поединки и попойки, проблемы походной тактики и стратегии, штурмы, засады, атаки… Множество любопытных и исторически достоверных деталей — от военного костюма и лошадиной упряжи до особенностей фортификации и тонкостей дипломатии того времени. Роман, вроде бы, адресован мужчинам, но будьте бдительны: жена запросто может книжку отобрать. Подумайте: когда еще ей позволят тихонько подсмотреть, как себя ведут эти… ну, эти… если их оставить без женщин и дать в руки оружие…
Впрочем, для женщин имеется специальная отпускная книжка с загадочным названием «Есть. Молиться. Любить». Написала ее журналистка Элизабет Гилберт, и получился у нее роман—не роман, биография—не биография, а что-то вроде хроники путешествия в поисках себя. С Элизабет Гилберт случилось то, что порой случается с каждой из нас: тяжелый развод с мужем, затем бурный роман и расставание с возлюбленным, оставившие после себя тяжелый груз вины, обид, одиночества, депрессии. Пытаясь сложить по кусочкам разбитую жизнь и разбитое сердце, Элизабет отправилась в странствие. За один год посетила три страны: Италию, Индию и Индонезию. В каждой прожила по четыре месяца. В каждой училась тому, чему могла научиться: в Италии — как вкушать простые невинные радости жизни телесной, в Индии — как наслаждаться радостями жизни духовной, в Индонезии — как все это соединить вместе. Ну а потом в книжке описала этот год и свои впечатления.
Получилось замечательно: предельно искренне — но с тонким ощущением меры (Элизабет Гилберт чувствует, что не все интимные переживания надо вываливать напоказ); с юмором — но без гуттаперчевого американского зубоскальства по поводу и без; и в лучшем смысле познавательно — без дидактичности и претензий на обладание конечной истиной. Гилберт просто рассказывает о себе, а мы примеряем ее опыт на свою персону, соглашаемся, отвергаем, спорим, удивляемся. А главное, понимаем, что путешествовать можно всегда — едешь ли ты в далекую страну, или просто трясешься в электричке на дачу. Потому что отпуск — это не только заветные две-три недели в году, когда можно не работать, но способность сбросить груз забот и по-новому взглянуть на мир и себя в нем…
Юлия Зартайская,
Фонтанка. ру
Книга для отпуска: от «Последнего императора» до «Черного гусара»
8 июля 2008, 12:01
451
Поделиться