К ежедневным обычным пробкам на Литейном вот уже месяц добавляются искусственные. Возникли они благодаря заботе одного из комитетов города об автовладельцах — ради их удобства начали убирать весьма качественно уложенные трамвайные пути. Но вот автомобилисты ли столь важны комитету по благоустройству и дорожному хозяйству?
В конце 90-х годов с большой помпой были открыты после комплексной реконструкции Литейный и Владимирский проспекты. Это были одни из первых магистралей, где был проведён комплексный ремонт, с перекладкой коммуникаций, а также обустройством трамвайных путей на бетонном основании. Для освоения технологии пригласили иностранцев, купили специальную машину для заливки бетона, а рельсы отбирали самые лучшие. Тогда никто не думал, что придется сокращать трамваи в центре города.
Буквально через 5 лет пути были убраны с улицы Жуковского, чуть позже рельсы сняли и с Кирочной, однако стрелки и кривые остались на своём месте. Три года назад было закрыто движение по Новгородской улице, улице Моисеенко и 9-ой Советской улице. Рельсы там сняли сразу же, а вот на Некрасова оставили. Дело в том, что на этой улице они уложены в бетон, и выдрать их экскаватором достаточно сложно. Остался и поворот с Литейного проспекта на улицу Некрасова.
Два месяца назад стало известно, что КБДХ вдруг озаботился тем, что пути очень мешают автомобилистам. Справедливости ради нужно отметить, что за 10 лет эксплуатации асфальт успел износиться и рельсы обнажились. Также стоит заметить, что за всё это время КБДХ ни разу не проводил текущего ремонта дорожного покрытия, которое сделали в 90-х на славу. Пожалуй, демонтаж уже ненужных путей и прошел бы незамеченными, если бы в одно время не было закрыто или ограничено движение по другим центральным магистралям.
Между тем компания «НИК», которая проводит демонтаж путей на Литейном проспекте, одновременно с этим производит ремонт ещё на нескольких объектах. Например, уже полгода эта компания не может закончить ремонт на Новочеркасском проспекте, из-за чего пассажиры были вынуждены пересесть с трамвая на автобус. А вот на работы на улицах Некрасова и Кирочной были мобилизованы значительные силы этого подрядчика. За КБДХ есть ещё не один незаконченный адрес. До сих пор ведутся работы на улице Трефолева и Оборонной. В результате этого затяжного ремонта один из трамвайных парков попросту отрезан от остального города и не получал новые трамваи уже около 1,5 лет.
Не менее интересная ситуация и на Бухарестской улице. Там начался просто издевательский ремонт - движение трамваев закрывают ежедневно на несколько часов. При этом работы ведутся на участке от улицы Турку до Фучика, на котором пути были в удовлетворительном состоянии. А разбитый участок от Фучика до Салова, где трамваи как минимум несколько раз в неделю буквально сваливаются с рельсов даже при движении со скоростью 5 км/ч, оставлен на будущее. Всего же на ремонт отведено полгода. Несложно представить, что за полгода пассажиры окончательно пересядут с трамвая на маршрутки и автобусы, которые уже сегодня битком набиты. Непонятно, что мешает произвести все работы на этом участке за месяц, а именно столько времени и получится, если закрывать движение каждый день на 3-4 часа в течении полугода.
Не так давно глава КБДХ Олег Виролайнен пожаловался журналистам на то, что финансирование его комитета на этот год спланировано крайне нерегулярно и большая часть средств придет во втором полугодии. Между тем, как можно видеть, если бы в самом комитете грамотно распределяли средства и направляли их на уже начатые объекты, то и долгостроев бы было гораздо меньше.
Возможно, отгадка кроется в следующем. В советское время обслуживанием, ремонтом и строительством трамвайных путей занималась эксплуатирующая организация – Трамвайно-троллейбусное управление Ленинграда. Подобная практика сохранялась и в новейшее время. Однако затем было принято замечательное решение – передать большую часть трамвайных путей в ведение КБДХ. Вот тут-то всё и началось. По городу покатилась волна демонтажей. Зачастую обоснование работ или прописывалось задним числом, или Комитет по транспорту писал изумительный по своему содержанию бред. Например, демонтаж трамвая возле Московского вокзала был обоснован «отсутствием транзитного пассажиропотока». Теперь тот самый «отсутствующий транзитный пассажиропоток» штурмует там автобусы. В то же время образовалась "заначка" в виде путей на 2-ой Советской улице. Они выведены из эксплуатации, а значит, могут быть демонтированы.
В прошлом году была закрыта трамвайная линия на Крестовском острове. А в этом у КБДХ появилась ещё одна строчка в бюджете – демонтаж трамвайных путей на улице Большая Зеленина, который и был проведен с успехом в июне месяце. При этом пути там также находились на бетонном основании и потребовали немало усилий при разборке. Всего таких адресов по городу набирается несколько десятков километров. Среди них очень много путей были уже отремонтированы всё тем же КБДХ (на том же Лиговском проспекте).
Ещё одной «золотой жилой» можно назвать безусловную находку ‑ мощение трамвайных путей на обособленном полотне тротуарной плиткой. Стоимость укладки штучного покрытия и стоимость материала, потраченного, например, на участок Бухарестской улицы от Волковского проспекта до улицы Салова, соизмеримы со стоимостью двух современных трамвайных вагонов ЛВС-2005.
Между тем уже через год плитку приходится перекладывать, это хорошо видно на проспекте Просвещения. Кроме этого, при текущем ремонте и обслуживании отсутствует возможность надлежащего контроля за состоянием путей. В Европе в междупутье высеивают траву, которая придаёт и опрятный внешний вид, и снижает уровень шума. При этом такой способ не требует больших материальных и трудовых затрат. В крайнем случае, укладывают большие железобетонные плиты, но у петербургского КБДХ какой-то свой – особый путь.
Однако вернёмся на Литейный проспект. Нужен ли был такой срочный демонтаж на перекрёстках Литейного проспекта с улицей Некрасова и Кирочной - большой вопрос. Дорожное покрытие уже имеет значительную колейность на всём протяжении проспекта. Учитывая срок службы – 10 лет, можно со всей ответственностью предположить, что через год-другой проспект будет закрыт для смены дорожной одежды. А значит, это будут новые пробки и новые проблемы. Неужели нельзя было потерпеть ещё два года, чтобы если и убивать, то сразу двух зайцев, а не превращать каждый год в ад для жителей города.
Каждый день пассажир общественного транспорта не знает, куда сегодня из-за дорожных работ свернёт автобус или троллейбус. Автомобилист, в свою очередь, судорожно вспоминает, по каким улицам можно объехать внезапно возникший на его пути бетонный забор и знак «кирпич».
Корней Петров,
Фонтанка.ру
Поделиться