У петербургских автолюбителей появилась новая забава: вместо того, чтобы искать гаишника с радаром “в кустах”, они высматривают системы видеонаблюдения на придорожных столбах. От каждого средства слежения ждут немедленной видеофиксации любого нарушения ПДД. Нарушившие волнуются и ждут “писем счастья” от ГИБДД. А самые наблюдательные шоферы уже составили целый список мест в городе, где, по их мнению, установлены “видеофиксаторы”.
По версии питерских водителей, опасных для лихачей перекрестков в городе аж тридцать штук. Большинство средств видеофиксации “засекли”, разумеется, на основных магистралях Петербурга и на выездах. Так, под подозрение попали некие устройства, установленные на Невском проспекте у авиакасс, на углу Фонтанки и Невского, на пересечении Гороховой и Загородного проспекта. Три камеры висят на Лиговском проспекте – на перекрестках со 2-й Советской, улицами Ульяны Громовой и Цветочной. Еще три фиксатора нашли на Московском проспекте – участок от “Московских ворот” до “Фрунзенской”. И еще три устройства, по мнению водителей, установлены на Выборгской набережной. Дополняют список “рассекреченные” камеры на пересечениях Ленинского и Народного ополчения, Кубинской и Благодатной, Ташкентской и Митрофаньевского, Дунайского и Витебского, Народного ополчения и Козлова и на Октябрьской набережной в районе реки Утка. Много камер разглядели на выездах из Петербурга и на популярных трассах: на Приморском шоссе (на въезде в Лахту, а также две у КАД), на Мурманском (чуть подальше гипермаркета “Мега” и сразу за Ладожским мостом), на Пулковском шоссе (за железной дорогой), на Московском шоссе (в двух-трех километрах от пересечения с Колпинским), на Горском шоссе и на выезде по проспекту Культуры. Две камеры висят на КАД возле Кронштадта, одна – на въезде в Янино с проспекта Косыгина.
Также, по информации водителей, за соблюдением скоростного режима автоматические фиксаторы следят на трассе М-10 в районе поселков Саблино, Померанье и Зуево, еще пять камер установлены между Белоостровом и Симагино. На М-20 – между деревнями Рождествено и Кунцево. На Р-40 – на объезде Тосно и на въезде в сам город.
Однако, как утверждают в ГИБДД, к новым системам, которые призваны фиксировать нарушения ПДД, эти камеры никакого отношения не имеют. Это могут быть обычные скоростемеры, которые никого не фотографируют, а некоторые камеры в городе просто “следят за соблюдением общественного порядка”, сообщили в пресс-службе УГИБДД по Петербургу и Ленобласти. Также “Фонтанку” уверили, что пока нововведения о видеофиксации, вступившие в силу с 1 июля 2008 года де-юре, де-факто в Петербурге не реализованы. Ни одной фиксирующей станции не установлено, уведомления о нарушениях водителям не отсылали.
Правда, такие заверения наших водителей, похоже, не успокаивают. В интернете появились слухи о том, что доблестные сотрудники ГИБДД уже вовсю фиксируют нарушения, с помощью видеокамер и фоторадаров, а потом, когда система заработает, начнут рассылать уведомления о штрафах. Правозащитники опровергают эти домыслы: по закону максимальный срок поступления квитанции – 10 суток с момента нарушения. Если уведомление пришло позже, его законность можно оспорить. Спорным может стать и квиточек с выписанным штрафом, в котором нарушение и сам автомобиль только описаны. На настоящем уведомлении должна быть фотография факта нарушения ПДД.
Кстати, 65 жителям Москвы и 239 жителям Московской области, по данным министра внутренних дел Рашида Нургалиева, подобные квитанции уже пришли.
К слову, москвичам новые правила даются тяжело. Местные ГИБДД приняли решение не информировать водителей о том, что на тех или иных участках дороги установлены системы видеофиксации. Так что большинство квитанций для москвичей становятся неприятными сюрпризами.
Будут ли в Петербурге видеофиксаторы установлены по столичному, скрытному, примеру - пока неизвестно. Впрочем, узнать настоящую систему наблюдения будет несложно. Комплекс видеофиксации состоит из нескольких камер, вычислительного модуля (коробки с компьютером внутри) и осветительного прибора для работы системы ночью. Если всего этого нет, скорее всего, перед вами простой измеритель скорости.
Не исключено, правда, что на дорогах появятся и муляжи подобных устройств. Они время от времени будут заменяться на настоящие “мобильные” пункты контроля за нарушениями. Так что отличить “пустышку” от настоящего контролера будет, как рассчитывают гаишники, непросто.
Напомним, что, как уже сообщали в ГИБДД, системы видеофиксации сначала установят на самых аварийно-опасных перекрестках и на участках дороги, где водители любят “погонять”. Квитанции на оплату штрафа будут поступать нарушителям по почте. Обжаловать их можно будет в течение 10 дней с момента получения, а оплатить – за 40 дней в Сбербанке или платежных терминалах. “Здесь главное, чтобы почта работала без срывов и вовремя доставляла квитанции, - прокомментировал “Фонтанке” координатор Санкт-Петербургской организации по защите прав автомобилистов “Свобода выбора” Алексей Сыщиков. - Ведь административное наказание за невыплату штрафа, предусмотренное законом, - не только удвоение самой выплаты, но и арест на 15 суток”. А вот наказание в виде “лишения прав” за “видеонарушения” пока не предусматривается.
Норма, разрешающая использовать средства видеофиксации, вступила в действие 1 июля 2008 года. Предполагается, что система, которая уже много лет действует в Европе, в полную силу заработает на территории РФ в 2010-2011 годах. К этому времени по планам ГИБДД системами фиксации нарушений ПДД должно быть оборудовано 90% дорог.
Маша Могилевская,
Мария Цыганкова,
Фонтанка.ру
Поделиться
Поделиться