Реконструкция Американских мостов идет полным ходом и в назначенный срок будет завершена — в 2009 году. Вот только жизнь автомобилистов от этого легче не станет, ведь работы по расширению проезжей части Обводного канала, которые должны были вести с небольшим отставанием от железнодорожных работ, и не начинались.Сегодня специалисты говорят, что реконструкция набережных начнется не раньше 2010 года. Как выяснила «Фонтанка», даже проект все еще не разработан окончательно — какими будут берега Обводного, не знает никто.
Постоянные транспортные пробки на Обводном канале связаны не только с недостаточной высотой пролетов Американских мостов, под которыми постоянно застревали большегрузные автомобили, но и с недостаточной шириной проезжей части. Поэтому еще в 2005 году было решено высоту проезда увеличить, проезжую часть расширить — на четыре полосы по северной набережной и на шесть по южной. Заказчиком и инвестором реконструкции мостов выступило ОАО «Российские железные дороги», объем финансирования составил 4,4 млрд руб в ценах 2000 года. Генеральный подрядчик – Строительно-монтажный трест №1 (ОАО «Росжелдорстрой»), реконструкцию всех пяти мостов через канал проводит ОАО «Мостострой-6».
«Работы на мосту «Литер А» будут завершены в конце октября 2008 года. Сейчас на нем заканчивается монтаж металлоконструкций арочного пролетного строения. Полностью работы на всех пяти мостах будут завершены в конце 2009 года», — пояснили корреспонденту «Фонтанки» в компании «Мостострой-6». 7 мая состоялись испытания на нагрузку моста «Литер Б». По одному из путей моста уже открыто маневровое движение, продолжаются работы по реконструкции верхнего строения 2-го пути моста, после чего на нем также начнется маневровое движение, — сообщили в пресс-службе ОЖД. После переделки мосты не станут выше — их оставляют на прежнем уровне. Для того, чтобы увеличить высоту пролетов, решено опустить набережную, то есть выполнение этой части проекта будет на совести городского правительства — за дорожную часть отвечает Комитет по благоустройству и дорожному хозяйству.
По данным ОЖД, работы по реконструкции набережных должны были вестись если не параллельно, то с очень небольшим отставанием от процесса реконструкции мостов. Первоначально проект работ на берегах Обводного должны были завершить в середине 2007 года. Но и сегодня в Комитете по благоустройству и дорожному хозяйству корреспонденту «Фонтанки» так и не смогли пояснить детали проекта, как именно будет выглядеть новая набережная и какие именно здания пойдут или не пойдут под снос во имя расширения проезжей части — неизвестно, ведь его разработка все еще ведется.
«Мы начинали работы по благоустройству — перекрыли набережные под реконструкцию мостов, но потом приостановили работы, — поясняют в КБДХ. — Нам все время переносят сроки».
Напомним: проезд по набережным Обводного канала под Американскими мостами закрыт уже девять месяцев.
Специалисты НИИ «Ленгипротранс», головной организации всего проекта, заверили, что, по их данным, к реконструкции набережных почти все подготовлено — на северном берегу уже снесено всё, что было намечено к сносу: небольшой кусочек комплекса «Фанпласт». Правда, в «Гипротрансе» отметили, что разработкой идеи расширения и углубления набережных они не занимаются. Этой частью проекта занимается НИИ ПРИ «Севзапинжтехнология», но зато «порадовали» сообщением: сроки окончания работ перенесены — к реконструкции набережных приступят не раньше 2010 года. До этого времени набережные будут пребывать в состоянии затянувшегося ремонта. И, следовательно, проезд по Обводному будет закрыт еще на три года как минимум.
Проблемы, связанные с реконструкцией Обводного, вызывают беспокойство не только у автомобилистов и железнодорожников, но и у специалистов по охране памятников.
«Я очень обеспокоена новыми транспортными проектами, — прокомментировала планы по развитию транспортной сети Маргарита Штиглиц, начальник отдела промышленной архитектуры комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников (КГИОП), сопредседатель петербургского отделения Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК). — Все эти прокладки трасс требуют серьезной корректировки».
По нечетной стороне Обводного канала (Северная набережная) находятся 18 выявленных памятников архитектуры и 11 памятников местного значения — комплекс построек Александро-Невской Лавры. Расширение проезжей части до четырех полос неминуемо приведет к тому, что будут снесены круглое и веерное поворотные депо (1847 и 1896-1897 годы постройки), депо Николаевской железной дороги (1896), офицерские корпуса Атаманского полка (1891), Черноморского дивизиона (1849, 1860), Крымско-татарского эскадрона(1840-1850), конюшни Донского дивизиона (1846-1852), комплекс казарм лейб-гвардии Казачьего полка (середина XIX века), а также часть тех построек Невской Лавры, которым пока не присвоен статус памятников местного значения — хлебные амбары (5 корпусов — 1846-1849 годы), жилой дом для учителей (конец XVIII-начало XIX века), «отделение для малолетних» (1882 год), старый и новый корпуса (1853 и 1909-1910 годы) и Александро-Невское Антониевское духовное училище конец XVIII — начало XIX века). В зону риска попадают и охраняемые памятники — здание Духовной академии с флигелями (1840-1897 годы) и прилегающей территорией.
На четной стороне канала (Южная набережная) находятся два памятника промышленной архитектуры и оба относятся к выявленным: сооружения Акционерного общества Петроградских товарных складов (1920-е годы) вместе с элеватором. Эти здания расположены на некотором отдалении от канала, поэтому, как надеется Маргарита Штиглиц, есть вероятность, что даже при расширении проезжей части до шести полос они уцелеют.
Информация о том, какие здания пойдут или не пойдут под снос, противоречива.
В 2006 году Елена Самусева, главный инженер НИИПРИИ «Севзапинжтехнология» заявляла, что при расширении южной набережной возникает необходимость сноса двенадцати существующих объектов недвижимости производственного и коммерческого назначения, на северной — такой необходимости нет. Каким образом однополосная набережная, ширина которой составляет под мостами 6,65 метра, может расшириться до четырехполосной, не задев существующую застройку, Елена Самусева не поясняла. По данным Агентства строительной информации на тот же год, в связи с изменением путевого развития несколько зданий на северной набережной будут снесены.
В 2008 году на вопрос «Фонтанки» в НИИ «Ленгипротранс» ответили, что здания железнодорожного депо и казарм сохранят — трасса будет проходить вплотную к стенкам домов, а под здания комплекса депо будет совершен подкоп — трасса пройдет под железной дорогой. На вопросы, насколько пойдет на пользу постройкам восемнадцатого-девятнадцатого века близкое соседство с четырехполосной магистралью и насколько выполним проект прокладки трассы под железной дорогой, ответа дать никто не сумел.
Вероятность того, что памятники архитектуры уцелеют в процессе благоустройства Обводного канала, по мнению представителей «Живого города», очень невелика. С ними солидарен и Алексей Ковалев. «Это — очень неудачный проект. Исторические здания просто необходимо сохранить, ни в коем случае нельзя допускать их сноса. Единственным разумным решением было бы просто засыпать Обводный канал и пустить транспорт по нему — канал уже сыграл свою роль», — считает он. Отметим, что проект засыпки Обводного в нашем городе обсуждался со времен Анатолия Собчака, однако в 2005 году этот проект был признан нерентабельным и «аморальным» — Обводный канал решили оставить как историческую память.
Напомним, Американские мосты (числом 5) по путепроводу Николаевской железной дороги над Обводным каналом, построены в 1903 году, реконструировались в 1980. Представляют собой уникальный комплекс памятников инженерного искусства, официально под охраной не состоят. Высота проезда под мостами составляет 3,7-3,8 метра — мосты построены в расчете на то, что под ними будут проходить гужевые повозки. Сегодняшние нормативы требуют не менее 4 метров, поэтому под мостами постоянно застревал большегрузный транспорт, из-за чего на набережной Обводного канала возникали мощные транспортные пробки.Проблема Американских мостов решалась в течение последних 40 лет. В частности, диплом председателя КГА Александра Викторова написан именно на тему «улучшение транспортной ситуации в районе Американских мостов».
Кира Обухова,
Фонтанка.ру
Поделиться
Поделиться