Немногие знают, что известный телеведущий Андрей Максимов, оказывается, еще и писатель. Недавно увидел свет его роман «Прошлое будет завтра». Но если ТВ-программы Максимова «Ночной полет» (канал «Культура»), «Дежурный по стране с Михаилом Жванецким» (канал «Россия»), «Личные вещи» (5 канал) убедительны и бесспорны, то его литературное творчество вызывает полярные оценки.
Боже, насколько трепетно он относится к своим гостям в «Ночном полете», насколько интеллигентен и вежлив в беседе и умении задавать тактичные вопросы! На нынешнем нагловато-хамоватом ТВ седовласый интеллигент Максимов – редкая птица. Однако совсем иная натура скрывается в Максимове-писателе! Он не боится за свой имидж, готов обнажить свое второе «я», не заботится о том, каким будет отношение поклонников Максимова-тележурналиста, прочитавших его литературные опусы, к Максимову-сочинителю. Очередное проявление этого шокирующего alter ego - роман «Прошлое будет завтра».
Книга состоит из ряда новелл, описывающих путешествия главного героя комиссара Гарда, который, выполняя задания префекта полиции, «карамболится» в другие века и наблюдает за историческим процессом давно минувших дней. Гарда бросает из полымя в огонь: от набожного сюжета об Адаме и Еве до новой версии смерти Моцарта. Восстанавливая ход событий 5 декабря 1791 года, когда был отравлен Вольфганг Амадей Моцарт, комиссар приходит к заключению: Сальери не убивал Моцарта, всему виной ревнивый муж любовницы композитора… Вот такая оригинальная версия! Для Максимова не важно, что нет для его теории серьезных подтверждений. Зато есть ничем не подкрепленная ненаучная гипотеза! Как не важно для Максимова: правда ли, что Александр Македонский… изобрел мороженое, что у Гогена случилась любовь с таитянкой, что Бальзак литрами хлебал кофе, чтобы писать бессмертные произведения. Версия превыше всего! Ведь чем парадоксальней версия, тем верней «зацепит» современного читателя. А истина, знаете ли, весьма и весьма относительна.
У Максимова нет недостатка в описании всяческой жути и ужасов. Волею автора на землю являются великаны, саблезубые крысы, комнатные растения, которые душат людей, наступают и уничтожающие полчища тараканов... Эта расправа над человеком, по очередной смелой версии автора, является логичной: ведь человечество посредством прогресса само себя загнало в ловушку, из которой выхода нет.
Заключительный рассказ романа - о некоей Планете номер ноль, населенной призраками тех, кто не покладая рук трудился во славу всемирной истории и культуры. Город – иллюзия, где уживаются назойливый экскурсовод Моцарт, резчик по дереву Наполеон, мирно сидящий на берегу реки рыболов Михаил Сергеевич Горбачев, Жанна д‘Арк с ее туристическим бюро, и множество других исковерканных автором исторических VIP-персон. Это кажется веселым, интересным развлечением до тех пор, пока не появляется герой по имени Осама бен Ладен, работающий детским воспитателем и проявляющий чудеса бескорыстия и добродушия.
Безусловно, фантастика - жанр выигрышный; есть где разгуляться воображению, но даже в вымышленном мире вряд ли стоит чернить прошлое. Стоит ли черный юмор мешать с именами Великих? Они ведь были, есть и будут.
Анастасия Дудкина,
специально для Фонтанки. ру
Поделиться