Рабочая группа при правительстве Петербурга подвела итоги предквалификационного этапа конкурса на право реконструкции аэропорта «Пулково». Из девяти участников во второй этап прошли семь консорциумов. Конкурсную комиссию не устроили заявки петербургской стройкомпании “Элис” и управляющей компании аэропорта Алматы.
В остальном же, все оказалось так, как и предполагали эксперты. За загадочными названиями консорциумов, представивших заявки на участие в конкурсе, скрывались известные инвестиционные компании и крупнейшие операторы международных аэропортов. О их желании побороться за реконструкцию «Пулково» было известно еще до официального старта проекта. В итоге, во втором этапе примут участие индийский оператор GMR Infrastructure Ltd и турецкий TAV Airports, ОАО "Петропорт-концессия" (компания Vienna Airport Group совместно с ЗАО "Лидер", созданной HПФ "Газфонд" и “Газпромбанком”), ООО "Невский аэропорт" ("Базовый элемент" Олега Дерипаски и сингапурская Changi Airport), ООО "Невское небо" (австралийский инвестбанк и оператор аэропортов Macquarie в Сиднее, Копенгагене и Брюсселе и "Ренессанс групп"), ООО "Международный аэропорт СПб" (Hochtief AirPort и группа компаний "Ренова" Виктора Вексельберга), ООО "Финансово-промышленная компания "Фарватер" (ОАО "Банк ВТБ", немецкий оператор Fraport и греческая инвестиционная компания Horizen).
Из них у конкурсной комиссии возник вопрос только к турецкой компании. По словам губернатора Петербурга Валентины Матвиенко, этот участник, руководствуясь законами своей страны, не стал указывать в конкурсной документации списка учредителей и, кроме того, забыл перевести заявку на русский язык. Но это списали на технические неточности.
Не обошлось, кстати, и без курьезов. Конкурсную заявку “Стройкорпорации “Элис” отклонили из-за нежелания самой компании бороться за победу. По словам председателя комитета по транспортно-транзитной политике Смольного Николая Асаула, в их заявке по всем квалификационным требованиям – опыт реализации подобных проектов, привлечение инвестиций, финансовое обеспечение – было указано “нет”.
Теперь в Смольном гадают, зачем “Элис” вообще заявлялся в таком серьезном конкурсе. “Мы можем строить только догадки, - прокомментировал Николай Асаул. - Возможно, это способ самопиара, а возможно, организация надеется, что победитель привлечет их в качестве подрядчика”. В самой компании эту ситуацию не комментируют, однако, заявляют, что на комиссию не в обиде и апелляцию на решение подавать не собираются.
Под вопросом остается и участие в конкурсе турецкой компании TAV. Дело в том, что она пробует свои силы в конкурсе на модернизацию аэропорта в Риге. Его итоги подведут раньше, чем по «Пулково». И если компания победит, то она не сможет продолжить борьбу за питерский воздушный вокзал. По условиям, концессионер не должен быть собственником или оператором аэропорта, находящегося ближе 800 километров от Петербурга.
Предполагается, что прошедшие во второй этап организации подадут свои концепции развития аэропорта до 5 февраля 2008 года. После этого, в течение месяца, экспертная группа при правительстве города должна будет проанализировать конкурсные предложения и выбрать победителя.
“Нам предстоит очень тяжелая работа, ведь в конкурсе представлены мощные консорциумы, финансовые структуры, строительные компании, - заявила Валентина Матвиенко. - Борьба будет очень серьезная, ведь, проект считается привлекательным для инвесторов. Наша задача - обеспечить “чистоту” конкурса. Я обещаю, что никому никаких преференций оказано не будет”. По словам градоначальницы, для определения лидера гонки будет использована балльная система.
По оценке Николая Асаула, подготовка конкурсной заявки обойдется каждому консорциуму в сумму не меньше 1 миллиона долларов. Но эксперты уверяют, что это мелочи в сравнении с той прибылью, которую победитель получит от эксплуатации «Пулково» за 30 лет (именно на такой срок, по условиям концессионного соглашения, город отдаст аэропорт в аренду).
Предполагается, что доход аэропорта после реконструкции увеличится в разы. Так, в 2007 году выручка ОАО «Аэропорт «Пулково» составила 3 миллиарда 55 миллионов рублей. По прогнозам экспертов, после реализации капиталовложений, которые, по предварительным оценкам, могут составить от 600 миллионов до 1 миллиарда долларов, доходная часть может составить от 5 до 10 миллиардов рублей в год.
К слову, параллельно с конкурсом будет идти и уточнение концессионной документации. По словам Николая Асаула, финансовая модель реализации проекта сейчас рассчитывается и будет готова в сентябре. Но сюрпризов, как ожидается, она не принесет. Город, как и анонсировалось, не будет принимать денежного участия в реконструкции аэропорта. “Пока проект выглядит доходным для инвестора, поэтому городское финансирование не требуется”, - уточнил Асаул.
Кроме того, будет скорректирован и Генеральный план развития аэропорта. Его планирует доработать в сторону увеличения пассажиропотока и представить в октябре. Как отмечают в Смольном, даже сейчас нереконструированный комплекс аэропорта показывает хорошие темпы развития. За минувшие полгода пассажиропоток вырос до 4 миллионов пассажиров (против 3 миллионов за тот же период в 2007 году). Как ожидается, по окончанию реконструкции пассажиропоток увеличится до 17,5 миллиона человек в год. При этом, расчетная мощность обновленного хаба должна составлять до 40 миллионов человек в год.
Напомним, что обновление аэропорта будут выполняться по проекту английского архитектурного бюро Grimshaw. Их концепцию город признал лучшей на конкурсе в конце прошлого года. По проекту, новому терминалу отдадут 185 тысяч квадратных метров, а планируемые затраты на строительство составят 344 миллиона евро.
Сам терминал будет состоять из трех основных коммерческих зон: одной общей в аэровокзальной части терминала до паспортного контроля и двух в зонах, ограниченных паспортным и таможенным контролем. Зал вылета займет 11,5 тысячи квадратных метров, прилета - 17,7 тысячи, а площадь зоны оформления багажа составит 22 тысячи квадратных метров. Коммерческие зоны будут включать паркинг, бизнес-центр и гостиницу. Кроме того, в реконструированном «Пулково» смогут принимать самолеты малой бизнес-авиации.
Кстати, существующие терминалы “Пулково-1” и “Пулково-2” на время работ закрываться не будут. Руководство аэровокзалов уверяет, что для пассажиров привычный график служб не изменится.
Мария Могилевская,
Фонтанка.ру
Ранее по теме:
За право модернизировать "Пулково" будут бороться 9 компаний
Кто будет реконструировать «Пулково», выяснится через год
Для конкурса на реконструкцию "Пулково" вновь меняют закон
Пулково “перекраивают” перед конкурсом
Поделиться