На старейшем судоремонтном предприятии страны - Кронштадтском морском заводе - объявлено полное сокращение штата. 20 августа почти 700 человек – все работники завода – окажутся на улице. Что станет с самим предприятием – догадаться несложно. Вопреки всем уверениям федеральных властей о сохранении завода, скорее всего, территорию предприятия ждет судьба очередного девелоперского проекта. Уж слишком привлекательным кажется участок на берегу Финского залива площадью аж 70 га.
По данным федерации профсоюзов Петербурга и Ленобласти, локаут на КМЗ, в ходе которого предполагается уволить 681 человека, то есть весь штат предприятия, проходит в рамках реализации решения арбитражного суда. На заводе информацию о массовом сокращении кадров подтвердили. Как сообщала “Фонтанка”, 24 апреля 2008 года арбитраж поддержал иск Минобороны России и признал незаконной регистрацию ОАО "Кронштадтский морской ордена Ленина завод" (ОАО "КМОЛЗ"). По суду все имущество завода, в том числе земельный участок площадью 70 га, должно было вернуться обратно в ФГУП.
Однако такое решение, по мнению руководителей предприятия, приведет к полному краху КМЗ. Дело в том, что ОАО было специально создано менеджерами завода, так как кредиторы “заблокировали” работу ФГУП. На госпредприятии до сих пор висит огромный долг (по разным подсчетам, от 1 миллиона долларов до 1 миллиарда долларов), возникший из-за провала контракта по ремонту алжирских кораблей. По словам руководства завода, срыв возник из-за недобросовестных поставщиков, но все долги “повесили” именно на судоремонтное предприятие.
Минобороны, в ведении которого находился завод, “вытаскивать” предприятие из долговой ямы не поспешило. А сам завод с 2000 года, когда, собственно, и оказался в затруднительном положении, заработать на покрытие долгов не смог. К слову, по данным профсоюза завода, руководство не слишком стремилось к тому, чтобы упрочить финансовое положение. Федерация профсоюзов упрекает КМЗ в том, что он намеренно не участвовал в тендерах на оборонные заказы, доходы от которых могли бы составить 1,5 миллиарда рублей только в 2008 году.
По словам же гендиректора ОАО “КМЗ” Марата Аюпова, завод, напротив, регулярно подавал заявки на участие в тендерах, но Минобороны ни разу не признавало его победителем. Соответственно, не было и денег.
Патовая ситуация не могла не сказаться и на работниках завода. По словам председателя его профкома Светланы Шиховой, сотрудникам отменяли премии и доплаты за профессиональное мастерство. В результате средняя зарплата на предприятии не превышала 10 тысяч рублей (это в 3-4 раза меньше, чем в среднем по отрасли). Только весной с завода уволилось больше 100 человек.
Сейчас в федерации профсоюзов собираются готовить иски в суд, чтобы не допустить локаута на КМЗ. Профком предприятия намерен подать в суд на руководство завода. “Однако, есть опасность, что к моменту вынесения решения суда расформированный коллектив будет безвозвратно потерян и собрать его уже не удастся” - говорится в сообщении профсоюза.
Руководство завода, в свою очередь, уверено, что возвращаться сотрудникам вскоре будет некуда. За долги ФГУПа имущество КМЗ будет пущено с молотка. Сейчас завод владеет 70 га земли. Производственная площадка располагается только на 15 из них. Остальную территорию занимает парк. По оценкам экспертов, это весьма привлекательное место для девелопмента. После открытия КАД и дамбы Кронштадт станет более доступным в транспортном отношении районом города. Но даже сейчас стоимость такого участка земли может составить сотни миллионов долларов.
Напомним, что в подобной ситуации оказался и старейший в Петербурге судостроительный Балтийский завод. Его собственник в ближайшее время собирается перевести мощности предприятия на “Северную верфь”, а на его месте – площади в 60 га на Васильевском острове - развернуть строительство элитного жилого квартала с причалом для яхт. Однако работники завода утверждают, что такие преобразования равносильны смерти судостроительного гиганта.
Маша Могилевская,
Фонтанка.ру
Поделиться