Маленькая победоносная война в Южной Осетии обернулась для России поражением в информационной войне. В странах «цивилизованного мира» конфликт, стартовавший одновременно с Олимпиадой, представлен аудитории просто и понятно: страна-агрессор с имперскими амбициями задавила танками и разбомбила маленькую суверенную Грузию. Демократическую, беззащитную и солнечную, как Тбилиси, которому не повезло с соседом-варваром: огромным и вооруженным до зубов хулиганом с ядерной дубинкой. Теперь, когда хулиган показал свой истинный имперский оскал, его одернут и, скорее всего, даже выгонят из приличного общества.
Информационное поражение никто и не отрицает. «Мы - дети в использовании средств массовой информации в сравнении с США», - сказал по этому поводу министр иностранных дел России Сергей Лавров. Министр лично видел, как телеканал CNN транслировал картинку с танками и БМП 58-й армии в Осетии, сопровождаемую надписью «Россия вторглась в Грузию». Сообщений о том, что перед этим грузинская армия обстреливала Цхинвали «Градом», не было. И если об этом не упоминать, то надпись про российское вторжение оказывается правдой, вызывающей справедливое возмущение у граждан цивилизованных стран. А главное - у избирателей американских Соединенных Штатов, которым в ноябре предстоит проголосовать за кандидатуру нового президента.
Уверен, это обстоятельство - ключ к пониманию происходящего. В 1990-х голливудский продюсер Барри Левинсон снял гениальный фильм «Плутовство, или Хвост виляет собакой». Сюжет фильма - о сексуальном скандале с участием президента США во время предвыборной кампании. Нужно учесть, что фильм вышел на экраны еще до скандала с Моникой Левински, то есть авторы явно знали больше, чем им следовало. Впрочем, сюжет содержал и спасительный для развратного президента-кандидата рецепт. Он прост: для отвлечения внимания избирателей нужно начать войну. Причем ее не обязательно начинать в реальности, достаточно в голливудской студии смонтировать телевизионные ролики про войну в какой-нибудь далекой стране. Например, в Албании.
Вот пара поучительных диалогов из этого фильма между политтехнологом президента США и нанятым им для съемок голливудским продюсером. Сначала определяется место проведения виртуальной телевизионной войны:
- А почему Албания?
- А почему нет? Вот что ты знаешь про Албанию?
- Ничего.
- Вот именно, про нее никто ничего не знает. Подозрительные они какие-то.
Дальше о том, как нужно снимать войну:
- Люди не помнят причину и содержание войн. Они помнят только яркие картинки из них. Вот в 1991-м была война в Ираке. Никто не помнит, что там был какой-то Кувейт. Всем запомнился только один кадр. Американский самолет стреляет, и бомба падает прямо в трубу. В бункер - прямо в трубу. Высокоточное оружие.
- А что, на самом деле бомба не падала прямо в трубу?
- Да я сам сидел рядом с компьютером, на котором мы ее рисовали.
И финальный монолог политтехнолога о том, почему необязательно начинать войну в реальности:
Люди верят тому, что показали по телевизору. Нам достаточно только сделать картинку. Люди рассуждают так: «Я видел это по телевизору, значит, это правда». Хотя войны на самом деле нет.
Конечно, в фильме допущена гипербола. Все-таки в жизни откровенное отсутствие события разоблачается очень быстро. Поэтому для появления на экранах американских избирателей картинки на тему «Русские танки вторгаются в Грузию» недостаточно просто снять это в голливудской студии. Нужно как минимум вооружить грузинскую армию и пообещать защиту в обмен на появление картинки.
Запредельный цинизм. Но трагедия в Южной Осетии могла быть просто одним из мероприятий в предвыборной кампании кандидата в президенты от республиканской партии. Тем более что война в Грузии действительно принесла Джону Маккейну политические очки.
Кстати, есть только один способ впредь не оказаться в роли жертвы в чужой информационной игре. Нужно принять ее главное правило: в мире информации объективные факты вторичны - PR важнее. Если Россия хочет быть ведущей державой, ей не обязательно иметь самый большой объем ВВП на душу населения. Необходимо негласно вкладываться в развитие влиятельных и массовых в «цивилизованном мире» СМИ, никак не ассоциируемых с Россией. Тогда можно будет в онлайн-режиме показать обстрел мирного Цхинвали грузинским «Градом» и объяснить миру первым, что грузинский президент - действительно преступник, а наши танки в Грузии - единственный способ остановить геноцид.
Владлен Чертинов
Хвост может стать умнее грузинской собаки
Написать комментарий
Владлен Чертинов
Автор мненияПО ТЕМЕ
ДРУГИЕ СТАТЬИ АВТОРА
Все статьи автора Станьте автором колонки