Мотоциклисты, во все времена вызывавшие восхищение у молоденьких девушек и зависть у парней в возрасте от 14 до 20, в последнее время в Петербурге стали настоящей проблемой. С каждым годом всё больше в сводках дорожно-транспортных происшествий ГИБДД появляются двухколёсные «друзья человека» и всё чаще их обладатели попадают в больницы, а то и в морги.
Мотоциклисты, во все времена вызывающие восхищение у молоденьких девушек и зависть у парней в возрасте от 14 до 20, в последнее время в Петербурге стали настоящей проблемой. С каждым годом в сводках дорожно-транспортных происшествий ГИБДД все чаще мелькают двухколёсные «друзья человека» и всё чаще их обладатели попадают в больницы, а то и в морги. При этом водители автомобилей объявляют молчаливую войну «байкерам», а те, в свою очередь, пытаются уберечь себя, организуя специальные акции.
Мотоциклисты-невидимки
По статистике, предоставленной пресс-службой УГИБДД ГУВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, за 6 месяцев этого года по вине водителей мототранспорта только в Петербурге произошло 169 аварий, что на 43 больше, чем за аналогичный период прошлого года. В области таких ДТП было 76, и там тоже наблюдается стабильный рост подобной аварийности. А если отойти от статистики, то любой петербургский автомобилист может рассказать историю о том, как часто он встречает то тут то там разбившиеся мотоциклы и их покалеченных владельцев — влетевших в дорожные ограждения, под трамваи и грузовики. Просто не всегда эти аварии происходят по вине мотоциклистов.
Так, например, около месяца назад байкер по прозвищу Йети попал на больничную койку, когда стоял рядом со своим мотоциклом на обочине. Парковавшаяся за ним дама двухколёсного транспортного средства «просто не заметила». В итоге - больничная койка, огромное количество швов на ногах и голове и разбитый байк. А его коллегу Капрала «не увидел» внедорожник, перестраивающийся из одного ряда в другой перед перекрёстком. Итог:серьёзная черепно-мозговая травма, сломаны пальцы рук, локоть, обе ноги, выбитый позвонок и мотоцикл на свалке. И таких историй этим летом великое множество.
Ещё в начале байк-сезона 2008 года была объявлена всероссийская акция «Внимание-мотоциклист!». Организаторы объяснили, что таким образом они убеждают водителей автомобилей внимательнее относиться к мотоциклистам на дорогах, ведь почти каждому попадавшему в ДТП мотоциклисту приходилось слышать фразу "Я тебя не видел!". Акция началась в первую субботу мая и закончится в первую субботу октября (именно столько длится байк-сезон в Северной столице). Тем временем автомобилисты, по всей видимости, негласно ополчились на представителей мотоциклетного сообщества. По крайней мере то, что ежедневно приходится наблюдать на дорогах, говорит именно об этом. Двухколёсных участников движения порой специально не пропускают, подрезают и зажимают в пробках. Такое ощущение, что на улицах ведётся молчаливая война — мотоциклистов перестали считать полноценными участниками дорожного движения и оттесняют их на тротуар — к пешеходам, велосипедам и скутерам.
«Я думаю, такая реакция вызвана в большинстве своём передвижением в пробках, в том плане, что все стоят, а мотоциклисты спокойно проезжают. Зависть...» - прокомментировал ситуацию председатель «Lexus club spb.» Максим Мильков, который, кстати, с большим уважением относится к «двухколёсным соседям по трассе». Директор «Петербургского бюро транспортной информации» Прасковья Шишкоедова, напротив, считает, что мотоциклисты «абсолютно неадекватные люди, которые ездят не по правилам». «Честно говоря, я их боюсь и когда вижу на дороге, стараюсь подальше объезжать. Мало ли что? И свою машину жалко, и байкера бедного... А специально им проблемы создавать... Себе дороже, мне кажется», - высказала она своё мнение.
Молодежь пополняет кладбища
По-другому видит ситуацию, сложившуюся на дорогах, байкер со стажем и соучредитель одного из известнейших в городе увеселительных заведений для мотоциклистов Евгений Гробов. По его мнению, число аварий возросло из-за неопытности молодых «наездников» и количества мотоциклов на дорогах Петербурга как таковых. «Мотоциклетные клубы в городе в последние лет пять растут как грибы. Я считаю, что это связано с увеличением благосостояния населения и доступностью покупки «железных коней». И что получается? Есть старые байкеры, которые всю жизнь собирали на какого-нибудь спортивного «японца», а начинали с «Ижа», потом переходили на «Днепр»... И только сейчас, имея колоссальный опыт вождения, смогли позволить купить себе вожделенную «Хонду» или «Судзуки». Эти люди по своей вине практически не бьются. А сегодня байки можно приобрести за 90 — 100 тысяч «деревянных» не особо «запариваясь». Так и выходит, что 16-летний пацан, ещё не «нюхавший пороха», садится на высокоскоростной добротный агрегат и тут же разбивается», - озвучил свою позицию известный байкер.
Ведь стать «байкером» в наше время очень просто - купил себе мотоцикл, подобающе оделся и каждый день ходи в заведения «по интересам». Объявлениями о продаже мотоциклов в буквальном смысле «завалены» все ресурсы в интернете. И если им верить, вполне приличную «бэушную» машинку» можно приобрести по цене от 30 до 200 тысяч рублей. Новые не намного дороже. А на вожделенный «Харлей», которым, по слухам, якобы, должен обладать каждый «истинный байкер» копить придётся долго даже богатому бизнесмену. Стоимость "харлеев" в нашей стране сравнима, разве что, с новым «Мерседесом», да и (по тем же слухам) кому попало эти мотоциклы не продают.
Тут, наверное, нужно вспомнить историю возникновения байк-культуры как таковой. По одной из версий, это движение зародилось в США в 40-х годах с появлением на улицах людей на мотоциклах, которые зарабатывали на жизнь, скажем так, не очень законными методами. Самый первый клуб назывался «Ангелы Ада». Основными видами деятельности его членов стали проституция, наркоторговля, грабежи, незаконный оборот оружия... Про них написана книга, снято несколько фильмов, а сам клуб в настоящее время имеет огромное количество филиалов далеко за пределами США. Естественно, объединяет современных «Ангелов Ада» любовь к быстрой езде на двухколёсном транспортном средстве, а не сомнительный криминальный бизнес.
Как говорится в «Википедии», «образ байкера как свободного, сильного человека, не очень уважительно относящегося к закону и обывателям, серьёзно повлиял на массовую культуру. Массовая культура, в свою очередь, сделала этот образ притягательным и привнесла в него ряд стереотипов и мифов». Молодые люди ассоциируют этот образ с таким своеобразным «современным рыцарем на современном же коне», а девушки восторженно смотрят вслед проехавшему мимо человеку в кожаной куртке, бандане и с флагом конфедерации, развевающимся за спиной. В его фонотеке обязательно должны быть группы «Manowar» и «ZZ Top» (ну, или «Тайм Аут» и «Монгол Шуудан»), а сам он должен каждый день разбивать бутылки об голову и с осколком в руках драться за честь девушки с обидчиком в каком-нибудь бильярд-клубе.
В современном мире этот образ преобразовался. Истинный байкер просто одевается в спортивную мотоциклетную одежду и ездит по городу на спортивном же мотоцикле. Романтики поубавилось, зато суть осталась та же — бешеная скорость и наплевательское отношение к законам мирским. Даже специальных увеселительных заведений (места, где собираются мотоциклисты, чтобы обсудить проблемы насущные, выпить чаю из пивной кружки и довольно часто - чтобы помянуть безвременно ушедшего товарища) в Петербурге несколько.
Правда, как говорят некоторые «ветераны движения», таковым можно считать и заведение «...или...» на Невском проспекте — там, дескать, собираются гламурные «мажоры» на дорогих «японцах», которые тоже, по сути, являются «байкерами», но отрицающими все традиции. В любом случае, мальчишек, которые именно этих людей всегда считали истинными героями настоящего, хоть отбавляй. И «законы» со времён «Ангелов ада» стали совсем другими. В США, например, сейчас даже существуют клубы, в которые входят менеджеры среднего звена, которые всю неделю работают, а по выходным нацепляют накладные бороды, надевают шлемы с приклеенными «хвостами», садятся на «Харлей» и катаются по городу, чувствуя себя в «шкуре» «рождённого, чтобы быть диким». Россия, перенимающая всё модное, видимо, тоже пошла по этому пути.
Ещё в советские времена появился такой «чёрный» анекдот: Звонит директор морга директору спортивного магазина:
- Сколько на этой неделе продали мотоциклов?
- Восемь.
- Чёрт, ещё двое где-то шляются!!!
По словам «старых» байкеров, их количество каждый год "поддерживается" только благодаря так называемым «самоубийцам» - молодняку, которые приходят «на время». Для того, чтобы пополнить количество крестов на кладбищах, а до этого попортить кровушку всем участникам дорожного движения.
Александр Фролов,
Фонтанка.ру