Арбитражный суд признал право банков когда и как угодно менять условия уже выданных гражданам кредитов и комиссии по ним. За добросовестных заемщиков попытался заступиться Роспотребнадзор.
Уже много лет идет противостояние между различными надзорными ведомствами (Банк России, Генеральная прокуратура РФ, Федеральная антимонопольная служба, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека) и рядом коммерческих банков, специализирующихся на потребительском кредитовании, – «Русский стандарт», «Хоум Кредит». Один раз подвергался штрафным санкциям GE Money. Одна из основных претензий – сокрытие информации о реальной стоимости кредитов: рекламируя низкую процентную ставку, банки «умалчивают» о различных скрытых платежах – комиссии за ведение счета, перевод денег, досрочный возврат и т.д.
Сейчас банки обязаны раскрывать полную стоимость по кредитам. Надзорные органы призвали граждан к бдительности, издали специальные памятки и прочее. Но «за бортом» осталась другая проблема – изменение этих самых ставок. В большинстве договоров многие кредитные организации вписывают норму, что «банк имеет право в любое время изменять и дополнять условия договора, включая тарифы». Фактически это ставит заемщика в безвыходное положение – брал кредит под 20 процентов годовых (включая даже все комиссии), а с завтрашнего дня будет уже 50. И вместо прописанных в контракте, например, тысячи рублей в месяц, обязан платить две, а то и три.
Такая норма была включена и в договор ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк», деятельность которого проверил Роспотребнадзор. Специалисты надзорного ведомства сочли ее незаконной как нарушающую права потребителя на достоверную информацию. На организацию наложили административный штраф, который банкиры оспорили в арбитраже.
Суд установил, что, согласно договору, изменения вступают в силу через 30 дней с момента их размещения в банке (филиалах/представительствах), на сайте в сети Интернет и/или в центральной газете. В случае несогласия с изменениями, внесенными банком, заемщик имеет право отказаться от договора. «Учитывая изложенное, следует признать, что административным органом [Роспотребнадзором - Ред.] не доказано нарушение Закона РФ «О защите прав потребителей», – заключил арбитраж, поддержав доводы банкиров.
Правда, для расторжения договора добросовестный гражданин, отказывающийся принимать навязанные банком новые условия, должен выполнить целый ряд условий. Во-первых, досрочно погасить всю сумму кредита, за что надо также заплатить немалое вознаграждение самому банку. Во-вторых, «обеспечить поступление в банк заказного письма с описью вложения» с нотариально удостоверенным заявлением (нотариусу также надо платить из собственного кармана). Хотя, согласно почтовым правилам, с описью можно отправить только ценные письма, а отправитель никак не может отвечать за доставку корреспонденции адресату, особенно в срок. А любая задержка или неправильное оформление означает, что заемщик принял новые условия договора.
Суд эти обстоятельства даже не исследовал, равно как и норму гражданского законодательства, запрещающую односторонний отказ от обязательств или их изменение.
Ранее по теме:
Безразмерные кредиты