Используя лазейки в законодательстве, игорный бизнес продолжает «собирать плоды» на российских просторах. Несмотря на то, что с 1 января 2008 года все игровые залы подлежали закрытию и продолжить свою деятельность могли лишь казино, предприимчивые «бизнесмены» выкрутились и тут. Владельцы игрового оборудования, которое казалось бы стало бесполезным, нашли способ его применения, превратив игровые автоматы... в лотерейные.
Подразумевалось, что со вступлением в силу закона №244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» игорный бизнес постепенно сдаст свои позиции. С 1 июля 2007 года должны были закрыться небольшие игровые залы, в которых располагалось менее 50 автоматов, и одинокие «столбики», а с 1 января этого года имеют право работать лишь крупные залы, площадью не менее 800 квадратных метров, обеспечивающие целый ряд определенных условий. Сейчас подобным требованиям соответствуют казино. Правда и их век недолог. С 1 июля 2009 года игорные заведения планируется размещать только на специально отведенных территориях по типу американского Лас-Вегаса. Казалось бы, с народной забавой, ставшей чуть ли не национальным бедствием, покончено. Но игорный бизнес оказался живучим.
«Брюки превращаются...»
Только-только успели закрыться игровые залы, как тут же им на замену стали приходить залы лотерейные. Те же автоматы, те же игроки с горящими глазами и те же денежные выигрыши. Правда монетки игроки теперь бросают не в устройство для приема денег, а отдают в руки администратору, который взамен выдает некий купон, позволяющий играть на автоматах. Суть осталась прежней. Только называется всё это теперь по-новому – лотерея. Сие слово оказалось мощным орудием против милиции, прокуратуры, налоговой, местной администрации, депутатов и общественности.
- А что мы можем им сделать? – разводит руками Елена Шальнева, начальник отдела по работе с малым и средним бизнесом администрации одного из районов Ленобласти. Она листает толстую пачку документов. За время, минувшее после принятия вышеупомянутого закона, Елене Ивановне пришлось стать экспертом в вопросе, касающемся игорного бизнеса.
- Весь фокус в том, что организаторы этих лотерейных игр вывели свою деятельность из поля действия 224-го закона, сменив оборудование с игрового на лотерейное, и теперь их работа регламентируется законом 138-ФЗ «О лотереях». Жители жалуются, упрекают нас в нежелании закрыть игровые заведения. Но закрыть такие залы можно только через суд, а фактов нарушения закона – нет. Пытаясь найти выход, администрация каждый месяц проводит рабочие совещания, совместно с налоговой ведутся проверки залов, мы работаем с предпринимателями – владельцами помещений, чтобы они отказывали желающим снять помещения в аренду под игровые залы. Но и здесь мы можем только просить, а не требовать. Я даже в Интернете пыталась найти информацию об удачной борьбе с этой новой напастью в других регионах, но ни одного положительного примера не обнаружила, - сетует Елена Шальнева.
«Антикризис» для игорного бизнеса
Действительно, все гениальное просто. Были бы желающие отдать свои деньги, а уж как их изъять – способ найдется. Мы тоже заглянули в Интернет. Размещенная там информация ошеломила своим цинизмом. Оказалось, в глобальной сети имеются подробнейшие сведения, как продолжить игорный бизнес под новой личиной и при этом уйти от ответственности: описаны финансовые схемы с указанием прибыльности, даны консультации, как перевести свое оборудование в лотерейное, и подробнейшие советы, как быть в случае проверки.
По закону лотерея, в зависимости от способа формирования призового фонда, подразделяется на две категории:
1) лотерея, право на участие в которой связано с внесением платы, за счет которой формируется призовой фонд лотереи;
2) лотерея, право на участие в которой не связано с внесением платы и призовой фонд которой формируется за счет средств организатора лотереи, так называемая стимулирующая лотерея. Таким стимулом может быть что угодно – какая-то вещь, поездка, обед в ресторане и так далее. Новые «остапы бендеры» в качестве такого стимула выбрали игру на автоматах.
Схема весьма незатейлива. Есть некий Организатор лотереи, например, в Москве, у которого имеется федеральное разрешение на организацию всероссийской лотереи. Он заключает договора с юридическими лицами, которые выступают в роли Распространителей денежной лотереи (№1). При этом в рамках повышения уровня продаж лотереи организатор получает на себя разрешение на проведение стимулирующей лотереи (№2) и поручает Распространителю провести оную с помощью лотерейного оборудования Распространителя. Формирование призового фонда лотереи (№1) и изготовление лотерейных билетов, с заранее известной суммой выигрышей, организатор берет на себя.
На практике это выглядит так: человек покупает лотерейный билет (номинал 100, 500 или 1000 рублей) и в случае проигрыша имеет право сыграть на автоматах, которые настраиваются на минимальную отдачу. То есть игра на автоматах «стимулирует» покупку лотерейных билетов
Иными словами, средства с продажи обычной лотереи используются для участия игроков в стимулирующей лотерее (игре на лотерейных, автоматах). «Требований по количеству аппаратов, процентам отдачи аппарата, метражу помещения и чистым активам Распространителя, - услужливо разъясняет Интернет, - не существует». Переоборудование автоматов происходит элементарно: их владелец сам удаляет купюроприемники, а организатор подготавливает все необходимые документы для получения сертификата, подтверждающего, что это теперь лотерейное оборудование.
«Если Вы хотите и дальше заниматься привычным для Вас бизнесом, у Вас простаивает оборудование и пустует помещение, - не стесняясь, зазывает реклама, - то наша схема для Вас». И здесь же организаторы приводят примерный расчет прибыльности на базе среднего клуба (зал до 20 аппаратов, оборот 3 500 000 рублей в месяц), согласно которому прибыль Распространителя за минусом необходимых трат равняется 165 000 рублей. Между прочим, налог на прибыль Распространитель лотереи может платить и по упрощенной схеме. Минимальный месячный оборот залу на 10 аппаратов организаторы лотереи определяют в размере 1 миллиона рублей. Видимо знают, о чем пишут. Кстати, оцените оксюморон: перейти на новую схему организаторы предлагают в рамках «Антикризисной программы для Игорного Бизнеса»!
«И в полночь ваши денежки заройте ночью там...»
Похоже, что прежде всего владельцы лотерейных залов решили сосредоточиться на небольших российских городах – в мегаполисах, например Петербурге, пока еще действует много казино, поэтому у игроков есть, где оставить свои деньги, либо на их фоне подобные заведения менее заметны. Но и здесь прецеденты уже существуют.
Как правило, лотерейные залы организовывают где-нибудь на окраинах города или в Ленобласти. По информации пресс-службы Кировского района ЛО, лотерейные залы работают в Кировске (2 зала), Отрадном (1), поселке Приладожский (1), поселке Мга (1). А, по данным местного ОВД, выявлено 6 залов с игровыми автоматами. В самом Кировске работают два клуба, где проводится реализация лотерейных билетов всероссийских негосударственных бестиражных лотерей «Поколение 21 века», а также стимуляция проигрышных лотерейных билетов на стимулирующих аппаратах.
Также известно о существовании лотерейных залов и в других районах Ленобласти. Как сообщили в администрации Приозерска, местные налоговые органы при проверках обнаружили такое заведение в самом городе. Из разговора же с предпринимателем проверяющие поняли, что он собирается открыть еще один. По не подтвержденной пока информации, лотерейные залы есть также и в поселке Кузнечный. В налоговой инспекции ФНС России по Приозерску и Приозерскому району рассказали, что лотерейные залы находятся в поселках Мельниково, Сосново и на станции Громово. Однако, кроме того, как зафиксировать адрес, больше ничего налоговая служба сделать не может: по закону никаких нарушений нет.
Рассказывают, что лотерейные залы есть и в Выборге. Один, по словам, очевидцев, находится на городском рынке. По некоторой информации, такой бизнес появился в Тосно, Металлострое и Волхове (3 зала). Однако милиция и налоговая только разводят руками. Ведь формально закон не нарушен.
В Петербурге масштабы лотерейных залов пока не так велики. Но есть основания думать, что о большинстве заведений просто нет информации. По словам президента ассоциации игорного бизнеса Дмитрия Невельского, такие лотерейные залы замечали в Колпино и Невском районе. А, по информации Управления федеральной налоговой службы по Петербургу, существование лотерей описанного вида, зафиксировано в Петродворце.
При этом можно предполагать, что это только начало. В следующем году по закону должны быть закрыты все казино и, если на уровне властей не будет предпринято никаких мер, их владельцы могут пойти по уже протоптанной дорожке и также переводить свой бизнес под действие закона «О лотереях».
В некоторых вопросах владельцам лотерейных залов отныне стало еще проще, чем раньше. Например, имея разрешение федерального органа на проведение стимулирующей лотереи, распространители не только не обязаны получать такое разрешение в субъектах федерации и у местных органов власти, они теперь могут даже не уведомлять местные администрации об открытии подобных залов на территории муниципальных образований.
Против закона нет приема
Пока в борьбе общественности и властей с игорным бизнесом вновь побеждает последний. Мимикрировав под лотерею, владельцы игровых залов выигрывают один суд за другим, о чем с гордостью сообщают в Интернете, подробно описав исход двух судебных дел в Архангельской области. «Факт осуществления посетителями лотерейного клуба игры путем помещения в автоматы денежных купюр никакими доказательствами не подтвержден… в удовлетворении заявления административному органу отказано», - почти с ликованием сообщается на сайте некой московской группы компаний, выступающей в роли организатора лотереи.
По мнению президента Ассоциации игорного бизнеса Петербурга Дмитрия Невельского, пока нет сильно заинтересованных людей, которые, действительно, хотели бы разобраться в ситуации. Не исключено, что во многих районах у недобросовестных бизнесменов есть определенные договоренности с властями, которые закрывают глаза на такую деятельность. Хотя формально у организаторов лотерейных залов есть все разрешения, нужно узнавать, какие документы они предоставляли в орган, который их выдает. При этом с большой вероятностью можно предположить, что эти документы были сфальсифицированы.
Кстати, нам удалось найти письмо Минфина РФ от 7 апреля 2008 года № 05-03-08/19 «Деятельность по организации азартных игр», которое дает определение требованиям, предъявляемых к лотерейному оборудованию. В нем, в частности, со ссылкой на мнение Ростехрегулирования, говорится: «...попытки представить игровое оборудование в качестве лотерейного с целью ухода от государственного контроля деятельности по организации азартных игр путем модификации игровых автоматов, в результате которое демонтируются отдельные части игрового автомата (например, устройства приема и выдачи денежных знаков или их заменителей), неправомерны...». Дальше, в объяснение противозаконности использования игрового оборудования в качестве лотерейного, говорится: «основной и необходимой частью игрового автомата, которая определяет его функциональную принадлежность, является центральный блок управления с заложенной игровой программой, определяющей результаты игры на нем. Следовательно, игровой автомат без устройств приема и выдачи денежных знаков или их заменителей, при наличии центрального блока управления, содержащего игровую программу, также является игровым автоматом». При этом, полагают, в министерстве «определение особого порядка осуществления контроля за организацией всероссийских стимулирующих лотерей... возможно после внесения соответствующих изменений в законодательство Российской Федерации».
Выход один – срочно вносить изменения в федеральный закон «О лотерее». Кстати, в администрации района, о котором мы упомянули в начале, сдаваться не собираются: будучи вынужденным реагировать на многочисленные жалобы граждан, глава администрации района обратился к местному депутатском корпусу, с просьбой поднять этот вопрос в законодательном собрании Ленобласти.
Ольга Кольчугина,
Анастасия Митина,
Фонтанка.ру
Поделиться