
Приближается пятилетие смены нашей городской власти. «Впереди – большая работа», - говорил В.А.Яковлев накануне прихода в Смольный. «Большая работа по-прежнему впереди», - так шутили несколько лет спустя. «Впереди – много денег в бюджете, модернизация и европейские стандарты», - так примерно говорила В.И.Матвиенко пять лет назад. Подшучивают над этим нынче или нет, но мы с вами люди серьезные, шутим только 1 апреля, и то на безобидные темы. А городские наши дела – тема небезобидная. Поэтому давайте с полной политкорректностью вежливо спросим: что из обещанного сбылось, а что – нет?
Что касается роста бюджетных доходов, то все получилось и даже переполучилось. Городская казна лопается от денег. В первом полугодии 2008-го доходы петербургского бюджета были 153 миллиарда рублей. Еще недавно такой прибыток не то что за полгода, а и за полный год казался буквально фантастикой.
Доходов так много, что их просто не успевают «освоить» - как выражались когда-то советские хозяйственники. Поэтому городские расходы за это же время были на 30 миллиардов меньше - 123 миллиарда рублей. При таких-то деньжищах модернизация с европеизацией должны бы катить как по маслу.
Но вот не катят. Интересно было бы узнать, в чем конкретно мы приблизились к евростандартам? Воздух, что ли, стал чище? Улицы зимой принялись убирать? Или там районное какое-нибудь самоуправление расцвело? Очень хочется сказать какой-нибудь комплимент, да не выходит. И даже наоборот, когда рядовые петербуржцы осваивают евростандарты в порядке личной инициативы – поголовно обзаводятся, например, автомашинами, то это приводит городскую власть в полное смятение. Транспортные и дорожно-ремонтные начинания последних лет, за вычетом немногих, только все ухудшили и запутали, усугубляя транспортный ступор.
То же и с жильем. Оно вроде бы должно стать доступно каждому добросовестному работнику. Или это уже проходит не по «европейской» линии, а по «модернизаторской»? Ну, не важно. Важно, что строить стали больше (точнее, до недавних пор строили больше, а в этом году пока что спад), но при этом индекс доступности жилья год от года все хуже. И вообще этот индекс (количество годовых доходов средней семьи, требуемых на покупку простенькой квартиры) почему-то совсем не в центре внимания петербургского правительства. Оно озабочено валом, сдачей квадратных метров. Это, конечно, очень знакомо и очень по-советски, но рядового-то горожанина волнуют личные его возможности, а вовсе не начальственная отчетность.
Однако не будем перечислять неудачи, а то ведь может показаться, что это критика. Заглянем вперед. Живем-то не на облаке. Мировые финансы трясет, а российские – в особенности. Экономический рост везде замедляется, и у нас – тоже. Нефть дешевеет, и по нам это бьет больше, чем по среднестатистической стране. А если посмотреть внутри, то по Петербургу это бьет сильнее, чем по среднестатистическому российскому региону.
Почему? Во-первых, потому что добровольно-принудительно прописанные в городе корпорации занимаются в большинстве как раз топливом. Чем дешевле топливо, тем меньше у них прибыль и тем меньше налогов будет капать к нам в бюджет. А во-вторых, федеральные стройки и федеральные заказы петербургским предприятиям оплачиваются в конечном счете теми же нефтедолларами. Меньше их станет в госказне, меньше будет и заказов, и строек.
Если и не прямо сейчас, так немножко позже Петербургу предстоит проверка на прочность. Что у города останется в активе, если центр уменьшит щедроты, а «Газпром нефть» станет беднее?
Всякие там нанотехнологии и высокотехнологичные производства оставим в том единственном месте, где они сейчас существуют – в воображении бюрократов-прожектеров. В промышленности у города сейчас реально есть довольно сильная пищевка, а еще - металлургия, судостроение и возводимые сборочные автозаводы. Для ХХI века бедновато и не особо высокотехнологично. Но хоть что-то.
Есть транспортный узел и мощная по российским масштабам оптовая и розничная торговля. Растут быстро, но могут притормозить. Российский импорт в любом случае скоро перестанет увеличиваться нынешними бешеными темпами, а если федеральная власть увлечется протекционизмом и примется сворачивать внешнюю торговлю, то и обвальный спад не исключен. Не дай Бог, конечно.
Есть еще неоправдавшиеся надежды стать туристской столицей, но уж не будем вникать, кто здесь дал маху – свои или федеральные. Важно, что на ближайшие годы эти надежды надо спрятать подальше.
И есть еще образовательно-научный комплекс – вузы и исследовательские центры. Думаю, даже самый благожелательный человек согласится, что за последние годы конкурентоспособность этого комплекса по сравнению с таким же московским в лучшем случае не выросла. А если честно – то уменьшилась.
Если не убеждают общие слова, давайте посмотрим на свеженькие цифры. Денег в городе все прибавляется, а какая от них отдача?
За прошедшую часть этого года промышленный индекс по России составил 105,4%, а по Петербургу – всего 103,5%. Интересно даже не с Москвой сравнить (109,5%), а с Московской областью – 113,0%.
Москву все равно не догнать, а вот Московская область в последние годы нас обходит почти по всем пунктам. И по промышленности, и по строительству жилья (в 2,7 раза больше квадратных метров, чем у нас в январе-июле), и по обороту оптовой торговли (больше нас в 1,8 раза). И официальная средняя зарплата там уже почти как у нас (в июне - 21,3 тыс. руб. против петербургских 22,7 тыс. руб.)
И еще деликатная тема – иностранные инвестиции. Очень много в последнее время говорилось, что они будто бы с особой силой идут к нам. На самом деле, из прямых иностранных инвестиций, пришедших в Россию за первое полугодие ($11,08 млрд.) Петербургу досталось меньше одной двадцатой ($0,54 млрд.) – та же доля, что и в начале этого десятилетия. Потеснить Москву не смогли. Но особенно обидно, что отстали и от Московской области. Ее доля в прямых иностранных инвестициях уже в полтора раза больше нашей - $0,76 млрд.
И на весь этот свой стремительный рост Московская область тратит меньше денег, чем мы на наш нестремительный. Доходы тамошнего областного бюджета меньше наших, а размеры федеральных субсидий и вовсе сравнивать смешно. Получается, что они эти уходящие богатые годы потратили с толком, подняли свое хозяйство и увеличили свой запас прочности. А мы?
А мы в Петербурге до 2003 года жили не в ладу с федеральным центром, а после – в полном ладу. А в полном ладу – это значит и в полном соответствии с федеральной экономической политикой. То есть, следуя всем ее поворотам и повторяя все, что в ней есть блестящего и не блестящего.
Да еще и не попали в фазу. Потому что в 1999-м – 2003-м качество федеральной экономической политики было самым лучшим за все послесоветские годы. А мы как раз были в стороне. А когда перестали быть в стороне, качество этой политики как раз и ухудшилось. А примерно в 2006-м, когда нефтяные цены взлетели до неба, и деньги стало некуда девать, оно ухудшилось еще разок.
В результате имеем много денег в петербургской казне и немного модернизации в остальной части города. Ну а дальше – как всегда. Деньги когда-нибудь закончатся. И хотя это наверняка станет сюрпризом, как приход холодов зимой, но город как-нибудь выкарабкается. Не в первый же раз.
Сергей Шелин