35-летний суперчемпион по боксу Николай Валуев дебютировал в кино и так уверенно исполнил главную роль в картине Филиппа Янковского «Каменная башка», что послал в нокаут всех тех, кто сомневался в затее питерского продюсера Сергея Сельянова позвать на центральную объемную роль в эту кинодраму 213-сантиметрового и 150-килограммового «русского Кинг-Конга»!
На волне модных ныне реалити-шоу вполне могло бы объявиться и такое, где звезды, не имеющие отношения к искусству (политики, спортсмены, банкиры, космонавты, рестораторы), сыграли бы какую-нибудь пьесу Шекспира, Гоголя или Островского. И, случись так, главной звездой стал бы Николай Валуев. Ведь 35-летний суперчемпион по боксу так уверенно исполнил главную роль в картине Филиппа Янковского «Каменная башка», что послал в нокаут всех тех, кто сомневался в затее питерского продюсера Сергея Сельянова позвать на центральную объемную роль в эту кинодраму 213-сантиметрового и 150-килограммового «русского Кинг-Конга»!
Да, чемпион в кино играет боксера, но совсем не похожего на реального бойца Валуева, и это вполне полноценная роль в таком сложном жанре, как драма … Хотя ошибется тот, кто решит, что жизнь Валуева – сплошные нокауты, бешеные гонорары и чемпионские пояса. Съемки фильма пришлись на едва ли не самый драматичный период в спортивной карьере питерского уникума. В апреле 2007 года впервые за 12 лет выступлений на профессиональном ринге Валуев потерпел поражение. А до этого момента были повержены все 46 соперников, и до абсолютного рекорда Рокки Марчиано оставалось всего ничего – три победы. Причем, Николай проиграл бойцу весьма заурядному, который уступает ему в росте полторы головы и весит на 40 кг меньше.
- После поражения меня терзали совершенно другие проблемы: не кино, а как вообще жить дальше? Я попросил Сергея Сельянова и Филиппа Янковского сдвинуть съемки на другое время, потому что ни морально, ни психологически, ни физически не был готов погрузиться в мир кино, – признался Николай Валуев обозревателю «Фонтанки». - Как я буду дальше драться, с кем буду тренироваться? Эти вопросы меня волновали намного больше, чем съемки фильма. В общем, вышел я на съемочную площадку только прошлой осенью, но свои обязательства выполнил. У меня было 40 съемочных дней, и могу признаться, что сниматься в кино ничуть не легче, чем драться за чемпионский титул. Мне было все интересно, потому что не каждому даже самому большому спортсмену выпадает такой шанс - побывать в другом мире, побыть другим человеком. В «Каменной башке» от бокса всего лишь оболочка, фон, на котором разворачивается драматическая история. А речь идет о глубинных, человеческих проблемах…
Янковский выжал из ситуации переноса съемок максимум возможного, и в кадре появилась осенняя питерская натура, больше соответствующая настроению фильма, нежели буйные весенне-летние пейзажи. С ринга Валуев спешил на съемочную площадку — именно в такой чехарде ему пришлось сыграть самую сложную лирическую сцену в траве, где угрюмый боксер Егор, потерявший жену и память после аварии, должен впервые улыбнуться. И «Кинг-Конг» улыбнулся в кадре так обаятельно и непосредственно, что этот кадр стал едва ли не самым пронзительным во всем фильме…
Да, Валуеву знаком блеск софитов, его не смутить кинокамерами – все это он вкусил сполна в мире спорта. Хотя и на ринге (как в кино!) казался белой вороной, но, гляди, как быстро освоился! От природы абсолютно непосредственный, огромный ребенок, сильный и открытый. Он контактен, чувствует собеседника, ценит юмор и сам умеет шутить. Такая природная органика в сочетании с неслыханной физической мощью создали уникальный материал для кино. Еще Владимир Бортко поверил в актерские качества Валуева, пригласив сниматься в роли Крысобоя в фильме «Мастер и Маргарита». Тогда не сложилось из-за спортивного графика, но и потом Валуев получал предложения от кинематографистов, причем не только наших, но и немецких, и даже голливудских. Не соглашался не только из-за сверхзанятости на ринге, а еще и потому, что роли предлагали проходные – бандиты, менты, уголовники. Сельянов же увидел в мрачном гиганте Валуеве светлое начало, и от такой роли отказываться было непростительно. Да и при всей несхожести боксерских историй киношного Егора и реального Николая обнаружились какие-то точки соприкосновения: так, Валуева в школе дразнили «башкой», и это стало названием, лейтмотивом фильма, хотя первоначально картина называлась «Схватка без правил». По сценарию (Алексей Мизгирев, Валерий Федорович) боксер Егор по прозвищу «Каменная башка», потеряв все после автокатастрофы, не может больше выходить на ринг. Вчерашние дружки решают, что пробудить память поможет загнанная в угол жизненными обстоятельствами проститутка Татьяна (Оксана Фандера), которая разыграет роль любящей жены. Все идет по плану, уже назначен матч-реванш с грозным чемпионом Кривулей, который должен озолотить боксерскую мафию, пусть даже ценой жизни Егора, однако неожиданно события вырываются из-под контроля… Пересказывать детективный сюжет грешно, скажу лишь, что создатели фильма ушли от, казалось бы, напрашивающегося хэппи-энда. Драма так драма на все сто! На «Каменной башке» все серьезно и сумрачно: зрительницы рыдают, мужчины подавлены…
Конечно, наивно было бы полагать, что даже самый одаренный от природы человек может войти в мир кино с пол-оборота. Филипп Янковский не только сам взялся опекать Валуева, посвящая в тонкости процесса съемок, но еще и приставил к чемпиону опытного питерского театрального педагога Кирилла Датешидзе (кстати, его порекомендовал радеющий за Валуева Константин Хабенский). Была опасность перегрузить новичка кинопремудростями и зажать, закомплексовать, но разрядкой стал юмор на съемочной площадке, который помогал вернуть естественные реакции. К тому же гиганта ждали плотные завтраки и сытные обеды на съемочной площадке…
Как ни странно, в фильме мало собственно боев, драк, вообще нет стрельбы, зато много крупных планов Валуева. Какой другой профессиональный актер выдержит столько «крупняков» и не сфальшивит? Николай справился с искушением поиграть на камеру, открыть второе «я», обнажить второй план. Он и других актеров настроил на эту волну простоты и искренности. Оксана Фандера рассказывала, что ей было совсем не просто установить контакт с Николаем, потому что рядом с «неактером» Валуевым невольно приходилось отбрасывать любые штампы, и это была для нее неожиданная и очень интересная задача. В конце концов, их дуэт сложился и смотрится весьма органично, а вот исполнители отрицательных мужских ролей, особенно Виталий Кищенко (директор клуба Наиль) и Егор Пазенко (мафиози Круглый) от штампов избавиться не сумели, и на фоне Валуева смотрятся такими «актер актерычами». Редкий случай, когда положительный герой переиграл отрицательных.
Драка с Кривулей, неожиданно вспыхнувшая из-за оскорбительной фразы не на ринге, а в грязноватом складском помещении, оказалась единственной экшен-сценой в картине. Жаль, снят этот бой несколько поспешно, потому что впервые поклонники боксерского таланта Валуева увидели его дерущимся не в боксерских перчатках, а реальными кулачищами-молотами, увидели поверженным на пол, но не сдавшимся, лупящим соперника головой, ногами – а такое зрелище дорогого стоит. Его можно было бы посмаковать! Представляю, как бы оттянулись голливудские киноакулы, получи они возможность снять экшен-сцены с самим Валуевым. Обошлось в «Каменной башке» и без постельных сцен Валуева и красавицы Фандеры, казалось бы, тоже просящихся на экран. Но Филипп Янковский остался тверд и непреклонен в своем стремлении снять именно драму, снять честное кино, пусть даже сгустив краски…
На кинофестивале «Окно в Европу» в Выборге фильм Янковского взял «Золотую ладью» и спецприз Гильдии киноведов и кинокритиков. Однако прокатную судьбу картины, которая стартовала 18 сентября, никто предсказать не берется. Уже хотя бы потому, что последние новости с рынка российского проката говорят о чудовищном обвале этого самого рынка. Отечественный блокбастер «Новая земля» при бюджете 12 миллионов долларов собрал в прокате 2 миллиона, картина «День Д» Михаила Пореченкова с 5-тимиллионным бюджетом принесла в кассу полтора миллиона. Такой вот бизнес по-русски! И дело не только в том, что зрители воротят нос от наших лент, а в общей ситуации: ведь даже «Темный рыцарь» (последний «Бэтмен»), собравший в США 450 миллионов долларов, в России, можно сказать, провалился – принес только 8 миллионов. По мнению Сергея Сельянова (а это крупнейший отечественный кинопродюсер), нашим зрителем востребованы нынче исключительно комедии («Любовь-морковь», «Ирония судьбы-2», «Самый лучший фильм»), причем так называемые «ржачные» комедии. На этом фоне рассчитывать на быстрый коммерческий успех «Каменной башки» наивно. Но, как грустно заметил Филипп Янковский на премьере в «Варшавском экспрессе», обвал рынка проката - это не повод, чтобы не продолжать снимать честное кино, за которое самому не стыдно. К тому же развивается рынок непиратских DVD, есть западный рынок (Валуев очень популярен в Германии), и, конечно, картина с питерским суперчемпионом будет востребована любителями спорта и спустя многие годы…
А самое главное, что Янковский с Сельяновым, открыв актера в Валуеве, не собираются отпускать его из кинематографа и отдавать такой лакомый кусок Голливуду. Да, у чемпиона на носу бой по добровольной защите титула, затем летом 2009 года - долгожданный матч-реванш с обидчиком Русланом Чагаевым, но важно, что ни сам Николай, ни его «кинотренеры» после «Каменной башки» не разочаровались в содеянном и полны долгоиграющих планов. Разумеется, они их пока не раскрывают, но вот Валуев по простоте душевной в недавней беседе с обозревателем «Фонтанки» «раскололся», сообщил, что очень хотел бы сыграть былинного героя Илью Муромца…
Михаил Антонов,
Фонтанка.ру