В БКЗ «Октябрьский» состоялась российская премьера программы «Alcohol» Горана Бреговича и его «Свадебно-похоронного оркестра». Программа «Alcohol» - это коктейль из знаменитой киномузыки уроженца Сараево, его литургии «My Heart Has Become Tolerant», цыганской оперы «Karmen With A Happy End» 2007 года, фрагментов альбома 2002 года «Tales And Songs From Weddings And Funerals», а также произведений из нового диска «Alcohol». Хоть 58-летний композитор и настоятельно рекомендует слушать его произведения, особенно новый альбом, вкупе с употреблением как крепких, так и мягких напитков, но его музыка сама по себе пьянит, ударяет в голову и ноги, поднимает зрителей с мест и делает счастливыми.
Горан легко находит общий язык с любыми музыкантами, и на этот раз для концертов в Питере и Москве (в Государственном Кремлевском зале) пригласил мужской хор «Пересвет» из Москвы и струнный ансамбль Санкт-Петербургского государственного академического симфонического оркестра. Таким образом, вместе с постоянным сербским «свадебно-похоронным составом» на сцену вышло пятьдесят (!) музыкантов. Всем им Горан дал поиграть и попеть вволю, показать себя и соло, и в составе сводного оркестра. Достаточно сказать, что красиво седеющий маэстро в своем традиционном белом костюме, правда, из «слегка помятой» ткани, появился на сцене лишь через пятнадцать минут после начала концерта (кстати, появившись на сцене, маэстро, по традиции пожимая руки солистам, неожиданно вручал каждому по купюре в 100 евро!). К тому моменту уже и хор спел, и струнный ансамбль сыграл, и духовики эффектно шагнули на сцену прямо из зала… Здесь явно никто никуда не торопился, и правильно. Нужно же было как-то сбить тот темп, что сидел в каждом из нас после трудового дня, пробок, звонков и прочей городской суеты. Да и все мы уже отвыкли от звучания живого оркестра, тем более столь уникального.
Концерт, который начинался неспешно, с философско-меланхолических композиций, постепенно набирает «скорость», Брегович сотоварищи играют все более быстрые композиции, и публика заводится, пускается в пляс с горящими глазами, счастливыми лицами. Сам же маэстро держится интровертом: в зал почти не бросает взгляд, сидит спиной к оркестру, что не мешает ему чувствовать все, что играет его полусотенная интернациональная команда, и лишь в кульминационные моменты Горан поднимает правую руку и своим знаменитым жестом указательным пальцем управляет музыкальной стихией. При этом просидел на стуле два часа подряд, словно прикованный, а в руках держал синего цвета электрогитару, на которой практически не играл.
Он поет мало и сдержанно, хотя обладает бесспорным талантом если не вокалиста, то звукоимитатора. На рекламных фотографиях Брегович, улыбаясь, лупит по большому барабану, но в реальности ничего такого не делает, максимум, достанет полудекоративный ксилофон и ударит по нему несколько раз. Музыка бьет ключом, льется водопадом, накрывает зал океанскими волнами, а внешне на сцене почти ничего не происходит. Всем известно, что Брегович написал букет кинохитов, однако на концерте нет видеоэкрана, не крутят фрагменты киношедевров Эмира Кустурицы и прочих друзей Бреговича – «Свадебно-похоронный» бэнд играет на черном заднике. Постоянные музыканты Бреговича после эффектной проходки по залу в начале концерта посчитали свою шоу-задачу выполненной и, заняв свои места, с них уже не сходили. Приглашенный хор и струнная группа тоже держатся строго. Все на этом концерте подчинено Музыке, ничего, по мнению Бреговича, не должно отвлекать от нее! Даже сольные партии вокалистов и инструменталистов не блещут виртуозностью – это тоже могло бы отвлечь от главного. Боже, с какой любовью и трепетом Брегович относится к своей музыке! И она, несомненно, того заслуживает.
Послушаешь его произведения, берущие основу в фольклоре, но, несомненно, оригинальные, и невольно подумаешь: ну почему у нас нет подобного оркестра?! Почему наши композиторы не чувствуют себя столь вольготно в современной народной музыке? А наших музыкантов-народников (за исключением «Терем-квартета») все тянет в прошлое, тогда как в фольклоре далеко не все дороги истоптаны? Почему наши лучшие современные композиторы столь пассивны, превратились в студийных «крыс» и пишут новую музыку только в рок-поп-стилистике? Ведь был же свой живой, по сути тоже «свадебно-похоронный», оркестр у Леонида Утесова, блистал оркестр под управлением Исаака Дунаевского. Конечно, содержать такой оркестр, как у Бреговича, дорого и хлопотно, но цель оправдывает средства. И спонсоры бы нашлись, да и государство могло бы поддержать такой живой оркестр, ведь это же прекрасная форма пропаганды национальной культуры. Несомненно, Брегович с его оркестром сделал для Сербии больше, чем все дипломаты вместе взятые!
В финале концерта Горан разулыбался, даже причмокнул языком, когда кто-то из его музыкантов сыграл соло, да и сам неожиданно выдал мини-соло на гитаре. Затем стал шутить на темы алкоголя, заметив, что русские любят выпить и заголосить что-нибудь веселое. Предложил желающим в качестве застольной песни свою, а затем стал учить зал странному словосочетанию: «Йес, ура!», причем толпа кричала «Йес, ура!» под звуки трубы, имитирующей пионерский горн.
Что касается нового альбома «Alcohol», который так ждут поклонники Бреговича, то вот что поведал сербский маэстро:
- Мой новый диск будет живой записью, состоящей из двух частей. Первая - «Сливовица» - по названию нашего национального напитка, сливового бренди. Этот фрагмент уже записан в Гуче летом 2007 года. Гуча – 20-тысячный городок в Сербии, где в августе на фестивале духовых ансамблей собирается 150 тысяч зрителей. Они, скрываясь под сенью палаток от палящего солнца, пьют, едят мясо-гриль и кислую капусту по-сербски, снова пьют и слушают музыку, и снова пьют – и так в течение трех дней. Посему песни, записанные мной в Гуче, полагается слушать вкупе с обильным употреблением крепких напитков. Вторая часть альбома называется – «Шампанское», она будет иметь более сложную структуру, пока находится в стадии завершения – возможно, это будет новая версия моей пьесы «Три письма». Также в нее войдет запись вечеринки в моей белградской студии. Здесь для прослушивания лучше всего подойдет «аккомпанемент» из более мягкой выпивки и приглушенный свет, что, я надеюсь, вызовет у слушателей прилив наслаждения, подобный тому, что я испытывал во время записи. Что касается других моих планов, то я их не строю, а просто принимаю то, что возникает на моем пути. Мне кажется, с годами я нашел способ чувствовать жизнь, как цепочку маленьких чудес, показывающих мне добрую сторону Провидения…
Михаил Садчиков,
Фонтанка.ру
Фоторепортаж Михаила Садчикова-младшего
Поделиться
Поделиться