
Вам не кажется, что начальство немножко недорабатывает с кризисом-то этим? Без дела, конечно, не сидит. Каждый день выписывает очередные 100 миллиардов казенных денег корпорациям и банкам. Но это ведь уже не помогает, да и валюты надолго не хватит. Что бы такое еще придумать? Может, повиниться в ошибках? Это было бы, по крайней мере, ново, непривычно и впечатлило бы народ.
Пока дела шли хорошо, наши власти, что центральные, что местные, охотно брали за все это процветание ответственность на себя. И даже с большим перебором. А как кризис, так во всем виноват Буш. А теперь уже и весь мир, потому что и в Европе, и в Азии дела не лучше, чем в Америке. Одни мы святые. В смысле – их невинные жертвы.
Одно непонятно. Почему тогда у нас все летит вниз быстрее, чем у них? Может, вы на это скажете: «Какое там все? Ну, грохнулись биржи, ну прикроют эти лавочки, а нормальные люди будут жить, как жили». Примерно так до недавних дней рассуждало и начальство. По крайней мере, публично. Но сейчас даже и оно начало подозревать, что проблемы-то не на день и не на месяц, и не для биржевиков, а для всех.
Конечно, происходит это не синхронно и не всюду. Скажем, г-н Колодяжный, который ведает сочинским олимпийским строительством, этими днями вдруг объявляет, что все тамошние великие стройки будут продолжаться как ни в чем не бывало. Кризис – не кризис, а деньги как лились из федерального бюджета, так, мол, и будут литься. А вот мэр Москвы этими же днями не только заметил что-то недоброе, но и организовал городскую антикризисную комиссию во главе с самим собой.
Кто из двоих прав? Ну конечно, Юрий Михайлович. По крайней мере, понял, что надо учиться жить при кризисе. Хотя и не похоже, что разобрался, как именно. Да разве он один?
Весь конгломерат наших начальствующих лиц до середины сентября вообще не догадывался, что это всерьез, где уж там предвидеть заранее. Хотя предвидеть было легко. Американский кризис начался год назад. Вполне можно было заметить. Да и у нас дома уже полтора года назад устойчивость экономики стала вполне очевидным образом снижаться.
И как раз тогда эту уменьшающуюся устойчивость еще и целенаправленно ослабляли сверху – сооружали госкорпорации, изобретали затратные суперпроекты, заново делили активы – можно сказать, делали все, чтобы при первом же кризисе нашему хозяйству было больнее, чем прочим.
Весь мир влезал в долги, но уж наши корпорации и банки не просто влезали, а одних только иностранных долгов умудрились набрать на 500 миллиардов долларов. Весь мир строил экономическую политику на наивной вере, что процветание будет всегда. Но уж наша экономическая политика умудрилась быть еще наивнее. Она строилась на вере, что нефтяные цены не просто всегда будут высоки, а еще и ежегодно будут повышаться. Ну а экономическая политика, скажем, города Петербурга строилась на иллюзии, что приток денег из центра всегда будет нарастать.
Откуда такая непредусмотрительность? Вроде ведь там много неглупых людей. Дело не только во всяких конкретных интересах, о которых так много и подробно говорят. Сверх того, есть еще и сильнейшее нежелание вообще контактировать с действительностью. «Власти очень болезненно относятся к любой даже не критике, а другой точке зрения. Поэтому ничего и не получается», - так сказал недавно один известный московский финансовый эксперт. И он не понаслышке знает, что говорит.
Уже несколько лет власти живут в атмосфере восхвалений. То, что на это мобилизованы основные средства массовой информации и основные силы должностной гуманитарной интеллигенции, это хоть и нехорошо, но хотя бы традиционно. Но еще смешнее, что того же самого потребовали и легко добились от всякого рода знатоков, экспертов и прочих лиц, претендующих на профессионализм. От тех, кого специально и нанимают, чтобы объясняли начальству, как все обстоит на самом деле, а не пели ему серенады.
Что такое Минэкономразвития? Начинало когда-то как серьезный экспертный центр. А сегодня это вздорная пиар-контора, сочиняющая фантазийные прожекты про лучезарный 2020-й год.
А во что превратился петербургский клон этого ведомства, КЭРППиТ? Сравните, каким он был несколько лет назад, и каким стал сегодня. Раньше они хоть интересовались, как устроена городская экономика.
А что думать, когда первый зампред Центробанка говорит публично (это было всего недели четыре назад), что в сентябре, дескать, у нас инфляции не будет. Это уже больше, чем лизоблюдство. Это психиатрический диагноз.
Конечно, начальство само все это и устроило. Но теперь-то как ему быть? Ведь оно, пожалуй, кроме любимых корпораций и банков, хочет спасти от кризиса еще и страну. В конце концов, это и в его интересах.
Деньги в немереных количествах в экономику уже закачаны. Все, что можно было сделать закачками - сделано. А толку мало. Не крутятся экономические колеса. Потому что доверия нет. Потому что верхи год за годом насаждали недоверие: к себе, к законам, к судам, к своим обещаниям. А без минимального хотя бы доверия в экономике и в обществе из кризиса не вылезти.
Есть ли способ это доверие хоть отчасти вернуть? В принципе, есть. Если признать ошибки. Вообще-то, по нашим традициям, ошибки предыдущего начальства признает только следующее. Но ведь можно этого и не ждать. Попробовать самим.
Почему бы не объявить торжественно, что госкапиталистические начинания трех последних лет оказались стране не по карману. Объявить, и в знак серьезности этих слов, не то чтобы закрыть госкорпорации, это было бы жестоко, но хоть срезать им финансирование раза в три – в четыре. А на сэкономленные деньги пенсии поднять. Или пустить на пособия для безработных, которых скоро, к сожалению, станет много. Или и на то, и на другое поровну.
И почему бы у нас в Петербурге не заморозить несколько суперпроектов? Официально признать, что они неподъемные, и заморозить. А сэкономленные бюджетные деньги – на нуждающихся граждан. Их-то, нуждающихся, скоро прибудет. В этом гораздо больше смысла, чем в принятии трехлетнего городского бюджета, который заведомо не будет выполняться. Как можно знать, что будет через три года, если три месяца назад понятия не имели, что будет сегодня?
И почему бы не отделить российские суды от российской властной вертикали? Очень всех воодушевит, особенно бизнесменов. А чтобы не приняли за шутку, объявить амнистию по кое-каким известным делам. По делу ЮКОСа в том числе.
И почему бы у нас в Петербурге не покаяться за гонения на мелкий бизнес? А чтобы поверили, предложить страдальцам на льготных условиях торговые площади. И обойдется-то недорого – чует сердце, что свободных площадей скоро будет в избытке.
И остальные ошибки и неудачи надо хоть вполголоса признать и хоть частично исправить. От Москвы и до окраин, включая Петербург. Это стало бы первым реальным шагом к выходу из кризиса. Первым из многих, для этого необходимых. Верно сказал упомянутый московский финансист: «Это как в спорте. Ты научишься выигрывать, если научишься проигрывать».
Сергей Шелин