Общественные слушания, прошедшие в Центральном районе, оказались едва ли не самыми спокойными в городе — между инвестором и населением даже сложилось подобие диалога. Правда, стороны друг друга не услышали — жители тревожатся за свои дома, инвестор уверяет, что напрасно, и каждый остается при своем мнении. Всему виной — безответственность чиновников, считают общественники.
Общественные слушания, прошедшие 17 октября в Центральном районе, оказались, по общему признанию, едва ли не самыми спокойными в городе — между инвестором и населением даже сложилось подобие диалога. Правда, стороны, как водится, друг друга не услышали — жители тревожатся за свои дома, инвестор уверяет, что тревога напрасна, и каждый остается при своем мнении. Всему виной — безответственность чиновников, считают общественники.
На публичные слушания были вынесены проекты временного регламента застройки, планировки и межевания, а также функционального зонирования квартала, ограниченного улицами Чайковского, Пестеля, Моховой и Гагаринской. Заказчик разработки документов – ООО «Стэнли Хаус». Компания предполагает реконструировать существующее здание городской больницы № 8 на Чайковского, 7.
По заключению КГиОП, здание больницы, бывший особняк княгини Ефимовой-Нарышкиной, постройки XIX века, относится к вновь выявленным памятникам культурного наследия. Инвестору предписано сохранить фасады здания и общее планировочное решение. Внутри здание будет полностью реконструировано — в нем разместится офисно-гостиничный центр и будет встроена трансформаторная подстанция с 40-процентным резервом мощности, который инвесторы обещают направить на нужды жителей квартала. Для больницы инвестор обязуется построить новый корпус в Пушкине, на Павловском шоссе. Общая площадь земельного участка, на котором расположится новый офисный центр, составляет 10 тысяч квадратных метров. Под зданием предполагается создать подземный паркинг на 200 машиномест.
Сам квартал плотно застроен жилыми домами, в нем находятся два детских сада и спортивная школа. Разумеется, перспектива нового строительства, да еще и с подземными помещениями, восторга у жителей не вызывает. Их опасения вполне понятны — к подземному строительству в нашем городе относятся очень настороженно, поскольку историю с «Невским паласом» не забыл никто, да и на «Ямы № 1 и 2» петербуржцы скоро начнут водить экскурсии, демонстрируя новые городские достопримечательности. Боятся жители и повышения высоты застройки — таких примеров в Петербурге можно насчитать не один десяток.
Владислав Шегай, исполнительный директор инвестиционной компании «Стенли Хаус», заверил корреспондента «Фонтанки», что опасения жителей хоть и понятны, но в данном случае напрасны. «И на «Невском паласе», и на Мариинке работали иностранные компании, не знающие нашу специфику, - заявил он. - Мы имеем дело только с российскими проектировщиками, с хорошо зарекомендовавшими себя специалистами — с ЛенНИИпроектом, с «Подземстройреконструкцией». По словам Шегая, предварительные предпроектные изыскания провела компания «Проектно-конструкторско-технологический институт», геологическая структура участка была проанализирована на основании данных геологического архива.
«К тому же, - добавил Шегай, - по требованию администрации Центрального района мы заключили страховые соглашения. поэтому любой ущерб, нанесенный жителям квартала будет компенсирован». Последнее утверждение жителей не обрадовало — с их точки зрения, лучше не делать ничего, чтоб потом не пришлось компенсировать. Спорить с этим утверждением довольно трудно.
Тревожит жителей квартала и то обстоятельство, что реконструируемое здание вплотную примыкает к двум жилым домам. Заверения Шегая, что при строительстве обязательно установят шпунтовую защиту, будет проводиться фотофиксация и постоянный мониторинг соседних зданий, то ли не были услышаны, то ли не убедили собравшихся. Уже в момент подготовки статьи в редакцию «Фонтанки» позвонили представители квартала с просьбой «рассказать правду» об этом проекте.
Резкий протест населения вызвала сама перспектива появления на улице Чайковского восьмиэтажного здания вместо нынешнего трехэтажного.
«На слушаниях объясняли, что будет проведена реконструкция существующего здания, с сохранением всех его объемов, - рассказал корреспонденту «Фонтанки» член президиума ВООПИиК Александр Кононов. - Но на чертежах, предоставленных инвестором, было изображено здание высотой в восемь этажей, и, разумеется, отключиться от этого было довольно сложно». Как выяснилось, существующее здание больницы — трехэтажный особняк - будет реконструирован и воссоздан в первозданном виде, а за ним, в глубине земельного участка предполагается построить еще одно, но его проекта еще не существует.
«Мы отметили на чертежах предельные параметры застройки квартала — указали то здание, которое гипотетически здесь можно построить, - поясняет Владислав Шегай, исполнительный директор инвестиционной компании «Стенли Хаус». - Но это вовсе не означает, что мы собираемся строить именно его». Проект обязательно пройдет историко-культурную экспертизу в компании «Спецпроектреставрация» и будет согласован с КГИОП, обещает он.
«Жители беспокоятся еще и из-за того, что новая постройка закроет им свет, - добавил Шегай. - Сейчас проект проводятся расчеты по инсоляции, проект будет разрабатываться на основании этих расчетов». Тем не менее, народ опасается появления новой высотной доминанты. Пока проект «Стенли Хаус» радует только больницу № 8 — здание, которое она занимает сейчас, никогда не было предназначено для лечебных учреждений.
«В данном случае в том, что возникло такое непонимание, виновата прежде всего та организация, которая готовила документы, вынесенные на общественное обсуждение, - отмечает директор Центра экспертиз «ЭКОМ» Александр Карпов. - Этот объект находится на территории объединенной охранной зоны, поэтому здесь должны действовать соответствующие режимы. И именно они должны были лечь в основу подготовки проекта временного регламента застройки (ВРЗ). Почему это не сделано — вопрос к КГА». При этом, подчеркивает Карпов, историко-культурная экспертиза может быть проведена не только по проекту какого-либо конкретного здания, но и регламента застройки всего квартала в целом. «Почему она не была сделана в этом случае — неизвестно», - недоумевает он.
По мнению Карпова, в сегодняшней ситуации застройщики оказываются заложниками «смутного времени»: «Их попросту «подставляют». Заказчикам проектной документации выдают ВРЗ, основанные на Правилах землепользования и застройки 2007 года — то есть, того проекта, который так и не был утвержден. Сейчас утверждается новый проект, и хорошо, если ВРЗ совпадут с новым вариантом, а если нет? Застройщикам придется согласовывать все документы заново».
Впрочем, большинство жителей города в тонкости переходного периода документов не посвящено, а поверить в честность будущего инвестора очень трудно психологически — слишком яркое впечатление производят негативные примеры. Поэтому любой проект строительства или реконструкции в центре города автоматически воспринимается в штыки. Возможно, когда наконец появится прозрачный, всем понятный закон, в котором будут четко прописаны все ограничения и ответственность за их нарушения, накал страстей наконец спадет. Но, хотя о таком законе мечтают все — архитекторы, строители, представители протестных групп населения и даже чиновники, все остается по-прежнему: на уровне споров между КГА и КГИОП.
Кира Обухова,
Фонтанка.ру