Схема движения на одном из центральных перекрестков Петербурга Невский-Садовая на днях изменилась для ничего не подозревающих автомобилистов. Сотни водителей теперь ежедневно рискуют расстаться с правами на несколько месяцев, а сотрудники ГИБДД умело способствуют созданию заторов.
С конца минувшей недели запрещен правый поворот с Садовой на Невский при движении в сторону Сенной и разворот налево через проспект в этом же месте. Теперь на перекрестке висит знак, согласно которому двигаться следует только прямо. Прямо – это как минимум до перекрестка Садовой с Мучным переулком, потому что развернуться на Садовой, переехав Невский, практически невозможно – там всегда пробка, ехать по улице Ломоносова к каналу Грибоедова бесполезно: тупик, потому что набережная на ремонте и еще надолго, а выезд по Ломоносова к Фонтанке также пока закрыт в связи с ремонтом фасадов. Вот и получается, что автомобилист, даже случайно обратив внимание на новый знак на Садовой и проследовав прямо, фактически попадает в капкан.
Но еще хуже придется тем, кто по привычке поворачивает на Невский направо и тут же делает левый разворот к Московскому вокзалу. За перекрестком у подземного перехода напротив здания Публичной библиотеки уже дежурят 2-3 экипажа ДПС. Стражи порядка, и так занимающие крайнюю правую полосу, откуда можно повернуть к площади Островского, заметив очередную жертву, выскакивают едва не на середину проспекта и тормозят нарушителя. Улов с каждого светофора хотя бы 1-2 машины. Дальше вы знаете: выезд навстречу - штраф. Наблюдение показывает, что владельцы хороших номеров и машин не задерживаются в западне.
Простая арифметика: за час работы здесь останавливают несколько десятков машин. Интересно, можно ли договориться? И если да, то сколько приносит этот перекресток? И совсем глупый вопрос: почему сотрудники патрульной службы, основная задача которых, казалось бы, профилактика нарушений, не встанут на углу Садовой у бывшего поворота, чтобы предотвращать злодейство? Мы даже не спрашиваем, зачем запретили поворот, существовавший здесь издавна и, в общем-то, никогда не мешавший движению по Невскому.
Концептуальная борьба с пробками началась в Петербурге в конце 90-х, в начале 2000-х была даже закуплена и установлена «единая система управления движением», пробок стало больше, борцов с ними - еще больше. «Пересадить граждан с личных авто на общественный транспорт» - этот лозунг стал лейтмотивом борьбы с пробками по-петербургски года этак с 2006-го. Для этого должны были начать строить перехватывающие парковки и создавать привилегии для общественного транспорта.
В рамках борьбы за привилегии для больших автобусов-троллейбусов-трамваев, были созданы «выделенки» на Лиговском и Большом (П.С.) проспектах, а также на Большой Пушкарской. Те, кто часто пользуются этими маршрутами — подтвердят — пробок стало больше.
На Лиговке, от Расстанной до Кузнечного переулка, у автобусов-трамваев и впрямь режим наибольшего благоприятствования, огороженный бордюром. Правда, проехав с ветерком, они упираются в те же пробки на площади Восстания или у Московских ворот. А в часы пик, когда на Лиговке феерические заторы, особо торопливые граждане, как правило, на крутых автомобилях, спокойно выезжают на пресловутую «выделенку» и вливаются в поток автобусов и трамваев. Самое примечательное, что гаишники, которые останавливают таких нарушителей, частенько отпускают их после непродолжительной беседы. Вероятно, те знают волшебное слово.
При помощи «выделенки» обузят и Невский. Две крайних правых полосы проспекта уже украшены гигантскими буквами «А», а схема движения меняется радикально.
Пока на «выделенных» полосах еще теснятся припаркованные машины, куда их впихнут в декабре, когда новая схема движения заработает по полной, не совсем ясно. Скорее всего, как на Большом П.С. сейчас — куда придется.
Но это еще цветочки. Ягодки заключаются в том, что «выделенка» на Невском прерывистая: ее нет на Аничковом мосту, ее нет в районе Михайловской улицы, и еще на некоторых участках проспекта, а главное — она заканчивается у Мойки, где Невский становится уже, и у площади Восстания, где даже сейчас вполне апокалиптические пробки. И тогда весь крупногабаритный общественный транспорт, проехавший с привилегиями по главной улице Петербурга, будет вместе с другим транспортом вливаться в два узких горлышка. Коллапс — фактически гарантирован.
Рецепты — есть
Строительство «выделенных полос для общественного транспорта» - безусловно один из распространенных в мире рецептов борьбы с пробками. Но их проектируют и запускают таким образом, чтобы автобусы-троллейбусы-трамваи ездили беспрепятственно по всему маршруту. Даже беглого взгляда на карту центра Петербурга достаточно, чтобы убедиться — центр для этого не приспособлен. Как, например, спроектировать «выделенку» на мостах?
Но пресловутые «полосы» - рецепт далеко не единственный. У нас в прессе второе по популярности антипробочное лекарство: платный въезд в центр.
Это, считается, почти панацея. Только реально ли вводить такую меру в городе, где попасть с севера на юг и с востока на запад, минуя центр, фактически невозможно? Опять-таки, карта это доказывает. Так что платный «въезд» бюджет (интересно, чей?), может, и пополнит, а вот пробки одолеть не поможет.
Очевидно, что кардинально изменить ситуацию с пробками можно, только если в городе в ближайшее время построят проходящие через промзоны «хордовые» магистрали, которые позволят «объехать» собственно центр, не выезжая на Кольцевую.
Впрочем, есть и более простые меры. Например, диверсифицировать время начала и окончания рабочего дня в офисах, банках, госучреждениях или запретить доставку товаров в магазины в дневное время и в часы пик. И разумеется, прекратить практику строительства бизнес-центров, не обеспеченных парковочными местами. Но такие простые меры (кстати, не очень «бюджетоемкие») почему-то не в ходу.
Фонтанка.ру
Поделиться
Поделиться