24 октября в Большом зале филармонии имени Д.Д. Шостаковича выступит с сольным концертом перуанец Хвэн Ч’уки, пианист и человек поистине уникальный. Индус по национальности, он родился незрячим в джунглях Перу(!). Но недуг не помешал посвятить жизнь музыке и подняться до высот пианиста-виртуоза. Ныне живущий в Нью-Йорке 34-летний Хвэн Ч’уки исполняет сложнейшие классические произведения, гастролирует, выигрывает конкурсы, дает мастер-классы. Клавиши как продолжение рук - его единое целое.
В раннем детстве талантливого мальчика отправили из Перу в США, где он и получил образование в Истманской высшей школе музыки. Хвэн Ч’уки учился в классе Натальи Антоновой, приехавшей в Америку из Петербурга. По сути, музыка стала для юноши отдушиной, терапией, помогающей преодолевать все трудности. Большое влияние на незрячего музыканта оказала русская классика, причем он отдает предпочтение произведениям, написанным до начала ХХ века. Ч’уки не только блестящий пианист, но и композитор. Написал сонату для фортепиано, цикл песен, 25 прелюдий для фортепиано в четыре руки. На концерте в Петербурге сыграет, наравне со сложнейшими классическими сочинениями Баха, Гольдберга, Гайдна, Франка, и свои собственные. Нельзя сказать, что музыка Ч’уки – это компиляция из опусов композиторов-классиков, хотя, безусловно, знатоки почувствуют в его Сонате влияние Прокофьева и Шостаковича. Сам молодой композитор говорит, что его музыка – большой спектр влияний, от Баха до Мицковского. Впервые в жизни услышав запись Второго фортепианного концерта Брамса и полифонию Баха, «перуанский Маугли» не мог поверить, что это исполняет один человек на одном инструменте. Такое многоголосье поразило музыканта и родило желание играть и писать музыку именно с контрапунктом.
Ч’уки выбирает очень сложные для исполнения произведения. Поразительно, как же незрячему пианисту удается выучивать такой большой объем партитуры? Вот что поведал сам музыкант обозревателю «Фонтанки»: «Многие говорят, что инки обладают удивительной памятью и по природе музыкально одарены. Мне бы не хотелось разочаровывать тех, кто так думает. С годами я выработал свою схему изучения музыкального материала. Во-первых, это метод Брайля, специальный шрифт для незрячих. Я засиживаюсь в Библиотеке Конгресса США, но, к сожалению, даже там не очень много таких нот для камерной музыки. Тогда я использую метод замедленного воспроизведения, то есть прокручиваю на компьютере помногу раз запись в замедленном темпе. Бывает, я прошу какого-нибудь музыканта, который не очень хорошо читает с листа, играть мне то или иное произведение, причем тоже в замедленном темпе. Так я запоминаю звучание… Надо верить, что твой потенциал безграничен, не отчаиваться, если что-то сразу не получается. Ведь главное в жизни любого человека, зрячего или лишенного этой способности, – это решительность и целеустремленность. Меня часто спрашивают, сколько времени уходит на запоминание произведений. Если это полифония, как у Баха или Франка, то разучивание занимает месяц, а то и больше. Это касается и концертов Рахманинова. Классическую сонату или сочинения Моцарта могу запомнить за пару дней, и даже без инструмента. Но этот процесс для меня творческий, доставляющий не страдания, а удовольствие, хотя порой приходится и помучиться. Я знаю, что многие незрячие от рождения молодые музыканты, даже обнаружив в себе талант, считают, что им не удастся достигнуть серьезных высот и бросают серьезные занятия. Я хотел бы, чтоб мой пример дал им понять, что не нужно ничего бояться.. Лучше жить согласно принципу: человек может сделать все, если он сильно этого хочет».
И Хвэн ставит перед собой самые высокие задачи, стремится достичь уровня тех пианистов, которые служили ему примером того, как нужно играть и чувствовать музыку: «У них особое звучание, особая манера. Стоит мне услышать музыкальную фразу, и я точно могу сказать, играет это Гиллельс или Горовец. Хотелось бы, чтобы так когда-нибудь говорили и обо мне».
Хвэн Ч’уки – необычный музыкант, пожалуй, единственный из незрячих, достигший такого уровня мастерства. Гастролирует в США, Франции, Германии, Нидерландах, Болгарии, Японии, провел несколько мастер-классов в Тайване. В Большом зале филармонии выступит со сложнейшей программой: Бах - Гольдберг-вариации, Гайдн - Соната Ми бемоль мажор, Франк - Прелюдия, хорал и фуга си минор, Чуки - Loss. Музыкант играет на банджо и национальном перуанском музыкальном инструменте кениа (разновидность флейты), обожает джаз, хотя, как сам признается, импровизирует неважнецки. Но разве в этом дело! Своим примером Хвэн действительно показывает, что нет никаких преград, если ты веришь и работаешь на благо своей мечты.
В июне 2008 года на Международном конкурсе пианистов имени Святослава Рихтера в Москве перуанец был удостоен cпециального приза фонда Рихтера. А многие специалисты отдали бы ему и Гран-при. Однако помешало то, что в третьем туре конкурса пианисты обычно играют в сопровождении оркестра, а это для Ч’уки невозможно, так как он не видит дирижера. Тем не менее, конкурс Рихтера стал ценным опытом, ведь там, в отличие от многих других конкурсов, разрешено исполнять собственные сочинения, да и возраст участников не ограничен. После триумфального выступления последовало приглашение в Большой зал филармонии, где любители фортепианной музыки смогут оценить талант, мастерство, трудолюбие пианиста и композитора, передающего своей трогательно-привлекательной манерой игры весь спектр человеческих чувств и красок жизни, которые он не видит, но «носит» на кончиках пальцев.
Анастасия Дудкина,
Фонтанка. ру
Фото Михаила Антонова
Поделиться
Поделиться