В суд направлено уголовное дело в отношении двух сотрудников вневедомственной охраны Василеостровского РУВД. Милиционеры обвиняются в превышении должностных полномочий. Как считает следствие, за малейшие правонарушения граждан жестоко избивали и в наручниках доставляли в отдел. В феврале 2008 года в результате одного из «дежурств» таксист получил пулю в голову, от полученной травмы мужчина скончался через неделю. Копии обвинительного заключения милиционеры получили в их профессиональный праздник — 10 ноября, День милиции.
29 февраля 2008 года на улице Кораблестроителей старший группы задержания батальона милиции ОВО при УВД по Василеостровскому району Юрий Коротков произвел выстрел из табельного оружия в голову 35-летнего Андрея Струкова. Как впоследствии Коротков напишет в рапорте, применение оружие было продиктовано тем, что мужчина был задержан на месте преступления и оказывал злостное сопротивление сотрудникам милиции. В качестве подтверждения своей версии Коротковым были предъявлены объяснения троих понятых, которые якобы видели, как Струков и еще двое неизвестных избивали пожилого мужчину, а Коротков, пресекая правонарушение, был вынужден стрелять.
Однако рассказ милиционера опровергли показания Струкова, который после инцидента был опрошен следователем СО по Василеостровскому району. «Потерпевший рассказал, что он вышел на остановке купить сигарет, - заявил корреспонденту «Фонтанки» руководитель следственного отдела Евгений Ибрагимов, - в это время к нему подошел какой-то пьяный, Струков отмахнулся от него, после этого появились сотрудники ОВО и начали его бить».
Как следует из материалов следствия, на потерпевшего надели наручники и нанесли десяток ударов руками и ногами по голове и телу Струкова. Затем Коротков достал табельный Макаров и выстрелил в голову мужчины. Пуля прошла насквозь, в результате ранения был поврежден мозг. Врачи Мариинской больницы рекомендовали больному операцию, однако гарантии на благополучный исход не давали. Струков от оперативного вмешательства отказался и был выписан из больницы, но уже через несколько дней его состояние резко ухудшилось. Он снова оказался на больничной койке, где и скончался 7 марта.
Пока шло расследование, Коротков неоднократно менял свои показания. Сначала он говорил, что стрелял в лицо, затем «вспомнил», что пистолет был приставлен к затылку, и, когда потерпевший резко дернул головой, произошел непроизвольный выстрел. Но даже в этом случае налицо факт нарушения должностной инструкции: пистолет должен был находиться на предохранителе, а пуля не могла находится в патроннике. Кроме того, экспертиза показала, что выстрел произошел с расстояния около полуметра. А понятые, которые изначально подтверждали слова Короткова, в ходе следствия от своих слов отказались, заявив, что их вообще не было на месте происшествия. На попятную молодые люди пошли после того, как были установлены их дружеские взаимоотношения с другим сотрудником ОВО - Денисом Грибковым. В рамках уголовного дела уже Грибкову предъявлены обвинения по 4 эпизодам превышения должностных полномочий. Следствие считает, что 32-летний милиционер неоднократно жестоко избивал жителей города.
7 октября 2007 года, как следует из материалов дела, Грибковым был избит курсант военного училища. Молодой человек вместе с двумя сокурсниками гулял по Васильевскому острову. Как рассказал «Фонтанке» Евгений Ибрагимов, парни шли по 11 линии и дергали за ручки припаркованных машин. Возле 44 дома их остановил наряд ОВО, старшим которого был Грибков. Усмотрев в выходке парней злостное нарушение закона, милиционер надел на курсантов наручники, когда же один из них попытался возразить и задал вопрос об обоснованности их задержания, Грибков ударил «чрезмерно говорливого» кулаком по лицу.
Другому военному повезло чуть меньше. Встреча с представителем доблестной милиции произошла 4 февраля 2008 года на улице Наличной. Около часа ночи мужчина вышел из квартиры 12-го дома, чтобы посмотреть, что происходит с сигнализацией автомобиля: та постоянно срабатывала и мешала спать окружающим. Полковник вооруженных сил открыл машину, чтобы уменьшить чувствительность устройства, в это время подъехала патрульная машина. По версии следствия, Грибков решил, что перед ним угонщик, и достал наручники. А чтобы задержанный «злодей» не мешал работать, отвлекая всякими глупостями, мол, машина моя, а я тут сигнализацию отключаю, ОВО-шник избил его и доставил мужчину в милицию.
Немалую «радость» от встречи с родной милицией испытала бывшая сотрудница правоохранительных органов. 26 января 2008 года она отдыхала в кафе «У причала» на Новосмоленской набережной, 2. Девушка была остановлена Грибковым по причине алкогольного опьянения. Как следует из материалов дела, Грибков нанес ей 12 ударов по голове и телу и забрал мобильный телефон. Наверное, милиционер посчитал, что это самый действенный способ борьбы с пьянством. По сравнению с многочисленными гематомами и рвано-ушибленной раной верхней губы, оставшимися девушке «на память» от Грибкова, молодой студент «легко отделался». За припаркованную на газоне машину парень получил пару ударов от профи по голове и один - по туловищу.
По словам Евгения Ибрагимова, в материалах уголовного дела только те эпизоды, которые удалось доказать.
«Мы подозреваем, что таких случаев было намного больше, - заявил руководитель следственного отдела, - из больниц в дежурную часть поступало около 25 телефонограмм о том, что к ним обращались люди с травмами и говорили, что были избиты сотрудниками милиции». Доказать причастность Грибкова к этим эпизодам не удалось по простой причине: потерпевшие не стали обращаться в милицию. По версии следствия, чаще всего жертвами «служебного рвения» становились граждане Китая, Кореи, Азербайджана.
Примечателен тот факт, что Денис Грибков считался однин из самых лучших работников, его показатели по выявлению административных правонарушений были самыми высокими в районе. Согласно результатам опроса сотрудников ОВО, Грибков пользовался большим авторитетом среди подчиненных, сослуживцы характеризуют его преимущественно как человека властного и вспыльчивого. Как пояснил корреспонденту «Фонтанки» Ибрагимов, во время следствия специалистами был составлен психологический портрет Грибкова, эксперты подтвердили характеристику, данную коллегами, добавив только, что «исследуемый» ими милиционер «психически неуравновешенный человек».
В настоящее время и Коротков, и Грибков находятся под арестом, по иронии судьбы копии обвинительного заключения были им вручены 10 ноября. Именно в этот день коллеги отмечали профессиональный праздник — День милиции.
Юлия Никитина,
Фонтанка. ру