Объявлен архитектурный конкурс на разработку проекта «Набережная Европы». В конкурсе примут участие пять студий: две зарубежные и три российские. Место расположения проекта накладывает ряд ограничений, но, как сообщил заместитель председателя КГИОП Алексей Ковлев, высота сценической коробки будущего театра Эйфмана составит 40 метров вместо допустимых по высотному регламенту 28. Единственное требование, которое предъявлено архитекторам при проектировании здания, — расположить его таким образом, чтобы оно не заслоняло Князь-Владимирский собор.
Борис Эйфман пояснил, что 40 метров - не его прихоть, а международный стандарт для театральных зданий. Александр Викторов, председатель КГА, в свою очередь, сообщил, что Мариинский и Александринский театры тоже не укладываются в существующие нормы высотного регламента.
Стоит отметить, что территория будущей «Набережной» относится к зоне регулируемой застройки (ЗРЗ-1) и находится под контролем у Комитета по охране памятников истории и культуры. Но... для будущего проекта сделано исключение. Хотя, как пояснил Алексей Комлев, заместитель председателя КГиОП, границы зон охраны и не поменялись, «высотные ограничения будут установлены в Правилах землепользования и застройки в соответствии с условиями конкурса, которые разработаны в КГА по согласованию с КГиОП». В переводе на общечеловеческий язык это означает, что вся ответственность за будущие превышения высот ложится на КГА.
Механизм согласования условий конкурса по «Набережной Европы» этими двумя ведомствами показывает, что расстояние от левого до правого крыла зданий на площади Ломоносова (где находятся КГА и КГиОП) непреодолимо. Корреспондент «Фонтанки» из частного разговора узнал о том, что КГиОП «снимает с себя ответственность» за территорию проекта. Заместитель председателя КГА Виктор Полищук, к которому мы обратились за разъяснениями, честно ответил, что он о планах КГиОП ничего не знает, кроме того, что они (планы) изменились. И... попросил корреспондента «Фонтанки» сообщить ему что-нибудь, что удастся узнать у чиновников по соседству о будущем этой территории — по всей видимости, телефонная связь между двумя комитетами также отсутствует.
В самом КГА проект вызвал бурный скандал — на градостроительном совете в середине июля этого года, посвященном обсуждению мастер-плана застройки территории, архитекторы раскритиковали проект по всем статьям — от идеологии и функционального зонирования до высотности зданий.
«Монотонный квартал, предложенный инвестором, станет ошибкой для этого места, - заявил член градсовета Петербурга доктор искусствоведения Владимир Лисовский. - Этот район не годится для размещения жилья, здесь логичнее было бы расположить парк, как задумывал еще Николай I. Хорошо бы смотрелся и стадион, который по непонятной причине стали строить на Крестовском острове».
С точки зрения Никиты Явейна, все разрабатываемые под проект 9 га можно было бы отвести под одно-единственное здание — театр Эйфмана, но зато расширить набережную и сделать ее проезжей.
Вызвало нарекания архитекторов и заложенное в мастер-плане нарушение высотного регламента - здание театра танца Эйфмана предполагается сделать 40-метровой высоты, в то время как высотный регламент для этой части города требует жесткого ограничения до 28 метров. По мнению архитекторов, если высотный регламент будет нарушен, то новое здание нарушит панораму Петроградской стороны и закроет вид на Князь-Владимирский собор. Не понравилось градсовету и планировочное решение — все дома развернуты торцами к Неве, а это «не по-петербургски».
«Мы не можем так корректировать концепцию. Мы опираемся на коммерческую составляющую, то есть на получение прибыли, - отвечал на все нападки архитекторов вице-президент и управляющий директор ВТБ Александр Ольховский. - Если исключить жилые и коммерческие площади, то нужно менять статус проекта и исключать участие бизнеса. Инвестором же придется стать городу».
Однако после этой фразы настроение градсовета изменилось. В ответ на слова Ольховского Викторов заявил: «То, что мы обсуждаем — это не будущий архитектурный проект, а лишь задание для будущего архитектурного конкурса». И объяснил собравшимся, что задача градсовета в данном конкретном случае - «найти золотую середину между желаниями города и коммерческими условиями реализации проекта».
Напомним, что заказчик планирует разместить на участке, ограниченном набережной Малой Невки, переулком Талалихина, улицей Добролюбова и площадью Академика Лихачева, целый комплекс общественно-деловой и жилой застройки. Предполагается, что общая площадь «Набережной Европы» вместе с гигантским паркингом на тысячу машиномест составит 444 тысячи квадратных метров. 54 тысячи квадратов, как предполагалось, уйдет на торгово-развлекательный комплекс, 15 тысяч займет театр балета Эйфмана, а 144 тысячи отдадут под жилье. По планам группы ВТБ, квартиры в комплексе будут одними из самых дорогих и элитных в городе из-за вида на Стрелку Васильевского острова и Эрмитаж.
Рядом с жилым комплексом должна появиться и самая элитная гостиница города – рангом аж в 7 звезд. Венчать все это великолепие для богатых и успешных будет пешеходная набережная шириной в 30 метров. Однако, жить в эту пору прекрасную придется, увы, не всем. Проект долгосрочный и, по словам Ольховского, последнее здание может быть сдано не раньше 2016 года. Пока менеджеры проекта надеются, по крайней мере, вовремя завершить освобождение территории.
В 2010 году должно завершиться переселение Института прикладной химии (ГИПХ), который занимал это место с начала прошлого века. По информации ВТБ, для химиков строится здание в Капитолово, а также опытная площадка в черте города. Кроме того, в обременение к проекту для инвестора предусмотрена передача зданий для сотрудников ФСБ. Как сообщил президент банка, для них предусмотрено строительство 8 тысяч квадратных метров недвижимости в черте города и еще 2 тысяч – в области.
Правда, с переездом института трудности ВТБ не закончатся. Экологи утверждают: для того, чтобы сделать территорию бывшего химпроизводства пригодной для жизни людей, нужно полностью рекультивировать (а проще говоря, выкопать и вывезти) весь первый слой почвы.
В проект собираются вложить около 2,5 миллиарда долларов (примерно 60 миллиардов рублей). Для реализации проекта банк ВТБ открыл летом кредитную линию. Непосредственным исполнителем работ по проекту будет выступать аффилированная группой ВТБ компания «Петербург-Сити». Заказчиком по документации пока проходит ГИПХ. Это условие поставил город до окончательного переезда института. Управлять же проектом будет «ВТБ-Девелопмент»(бывший ВТБ-Капитал), которым руководит Сергей Матвиенко.
Напомним, что участок берега между Тучковым и Биржевым мостами собирались развивать еще в советское время. Но официальное распоряжение о переносе института и освобождении квартала появилось только в 2003 году. В семилетней истории еще не построенной «Набережной Европы» было всякое — и судебные разбирательства, и вмешательство правоохранительных органов. Напомним вкратце.
14 марта 2001 года для превращения набережной Малой Невы в «Набережную Европы» учредили управляющую компанию - ООО «Петербург Сити». Она принадлежала оффшорной фирме со странным названием «Гроув Экспресс Лимитед». Года через два «Гроув» продал «Петербург Сити» другому ООО - «Фри-маркет».
Ещё месяца через полтора «Гроув» продал половину долей «Петербург Сити» московскому ООО «Русские инвестиции». Без комментариев.
Потом доли «Петербург Сити» перешли от «Русских инвестиций» некоему ООО «КВ-Инжиниринг». А потом выяснилось, «Петербург Сити» вновь целиком принадлежит оффшору «Гроув Экспресс Лимитед»!
Менеджеры «КВ-Инжиниринг» подошли к ситуации приземлённо - обратились в правоохранительные органы. Появились уголовные дела.
Тем временем «Гроув» вновь продал доли «Петербург Сити» - на этот раз Корпорации «Возрождение Санкт-Петербурга» (входит в крупнейший в регионе строительный холдинг «Группа ЛСР»). Топ-менеджеры «Возрождения», ознакомившись с бэкграундом, обратились в арбитражный суд. При этом они нашли общий язык с первыми покупателями «Петербург Сити» - компанией «Фри-маркет». Последняя выступила в процессе в качестве соистца.
Судились долго, в разных составах, в судах разных инстанций и по разным поводам. Последнее заседание последнего из судебных процессов прошло в феврале 2006 года. Последнее из уголовных дел, возбуждённых в связи с причудливыми изгибами грандиозного проекта, пылится где-то в архивах.
В середине 2005 года ООО «Петербург Сити» приобрело наконец ощутимого владельца - им стала компания «ВТБ-Капитал». Но и после этого в СМИ появлялись публикации о непростой судьбе проекта. Писала об этом и «Фонтанка». Потом споры поутихли, и 5 сентября 2007 года, в рамках первого Международного инвестиционного форума PROestate, вице-президент группы ВТБ Павел Косов заявил, что реальная реализация проекта «Набережная Европы» начнется в Северной столице уже в 2008 году.
Кира Обухова,
Фонтанка.ру
Поделиться