Около 50 исков к группе компаний «Элиен», одному из крупнейших игроков на рынке речных перевозок в городе, рассматривает Арбитражный суд. Финансовое положение группы, которая помимо судоходного бизнеса, имеет интересы в гостиничной, аптечной и телекоммуникационной сферах тревожно. Сеть магазинов сотовой связи «Элиена» уже фактически прекратила свое существование — из 70 точек функционирует только 6.
Около пятидесяти исков к группе компаний «Элиен», одному из крупнейших игроков на рынке речных перевозок в городе, рассматривает Арбитражный суд Петербурга. Финансовое положение группы, которая помимо судоходного бизнеса, имеет интересы в гостиничной, аптечной и телекоммуникационной сферах, по меньшей мере, тревожно. Сеть магазинов сотовой связи «Элиена», в свое время одна из крупнейших в регионе, уже фактически прекратила свое существование — из порядка 70 существовавших магазинов функционирует только шесть.
Исков такое количество, что о ряде из них владелец группы компаний «Элиен» Алексей Гаккель имеет смутное представление. Так, 19 декабря прошлого года Арбитраж постановил взыскать более 10 тысяч рублей в пользу МУП «Лужские тепловые сети», о чем бизнесмен узнал от корреспондента «Фонтанки». Долг перед ФГУП «Охрана» порядка 400 тысяч рублей Алексей Гаккель оспаривает (он подозревает, что силовики пару месяцев «охраняли» уже закрытые им магазины сотовой связи и теперь требуют за это деньги).
Предъявляют претензии к «Элиену» на суммы в 100—300 тысяч рублей и туристические компании—контрагенты за неоказание услуг. Впрочем, Гаккель и эти претензии считает необоснованными. По его словам, в случае с компанией "Ост-Вест Контакт Сервис" швейцарские туристы явились не на ту пристань, а клиенты агентства «Полюс Северо-Запад» не попали на Валаам, скорее всего, из-за плохой погоды. Однако точных обстоятельств Алексей Гаккель опять же не помнит.
Еще 400 тысяч рублей от «Элиена» хочет получить компания «Руст». Это лизинговый платеж за приобретенный четыре года назад в рассрочку понтон. По словам Алексея Гаккеля, «Руст» уже и так получил 3 миллиона 600 тысяч. Оставшийся платеж — последний, и кредитор в этих обстоятельствах просто почему-то не готов пойти ему навстречу.
Гораздо более крупный долг у группы «Элиен» перед компанией «МегаФон». Речь идет о 13 миллионах рублей, которые сотовый оператор должен был получить по договору приема платежей через магазины связи Алексея Гаккеля. Сам коммерсант считает, что поскольку «МегаФон» два года не выплачивал ему положенное по тому же договору вознаграждение, дело сейчас должно кончиться взаимозачетом. Однако в распоряжении «Фонтанки» имеется документ, согласно которому все долги сотового оператора перед «Элиеном» погашены. Также службой безопасности «МегаФона» еще в августе прошлого года было направлено письмо на имя начальника Управления по налоговым преступлениям ГУВД с просьбой разобраться в ситуации. Однако до суда дело пока так и не дошло.
Поправить финансовое положение «Элиена» могла бы продажа части флота. Собственно, четыре судна - два теплохода типа «Фонтанка» и два типа «Восход» - Алексей Гаккель пытается продать уже около года. По его словам, продажа могла бы принести Алексею Гаккелю 25 миллионов рублей и позволила бы обеспечить более полную загрузку остальных судов. Однако в сентябре запланированная сделка сорвалась — возможные покупатели сослались на кризис.
Характеризуя общее финансовое положение своей группы, коммерсант называет следующие цифры. Сейчас у Алексея Гаккеля порядка 100 миллионов рублей долгов, однако имущества в компаниях на 150 миллионов. Оборота у «Элиена» в настоящий момент практически нет, но в навигационный сезон он может составлять порядка 50 миллионов рублей.
Положение компании он честно оценивает как тяжелое, сетуя на невозможность перекредитоваться — из-за кризиса невозможно получить "даже хотя бы 10 миллионов". Тем не менее, Алексей Гаккель отмечает, что постепенно «Элиен» продолжает расплачиваться со всеми кредиторами. «Компания гораздо более жива, чем мертва», — резюмировал он.
Напомним, кризис, который переживает «Элиен», характеризовался не только судебными процессами, но и более драматичными эпизодами. В ночь на 10 ноября у Университетской набережной сгорели два принадлежащих компании метеора — «Персей» и «Андромеда». Следствие довольно быстро установило причину — поджог. Многие участники рынка речных перевозок, с которыми общался корреспондент «Фонтанки», в частном порядке высказывали предположение, что диверсия - дело рук как раз кредиторов компании. Дескать, на несколько миллионов сожжем — остальное вернут.
Сам Алексей Гаккель также не исключает такой возможности. Однако, по его мнению, вероятность того, что злоумышленники совершили поджог по заказу конкурентов «Элиена» — где-то в два раза выше. Речь однако не идет о петербургских компаниях. Бизнесмен подозревает московских или нижегородских судовладельцев, с которыми он конкурировал на линии до Валаама. По словам Алексея Гаккеля, именно для этого маршрута был предназначен затонувший в результате пожара метеор «Андромеда».
Еще одна странная история произошла полтора месяца назад, однако она ускользнула от внимания общественности. Четыре неуправляемых теплохода судоходной компании «Элиен» пронесло по Неве около пяти километров. Теплоходы «Медея», «Даная», «Гермес» и «Язон» вместе еще с тремя судами были пришвартованы у частного причала на Неве в районе Кировска. По словам начальника Ладожского линейного отдела Василия Мельникова, 3 декабря он издал предписание компании «Элиен» перевести теплоходы на зимнее место отстоя в связи с тем, что по Неве начинает идти лед.
Однако владельцы метеоров на него внимания не обратили. «Что мне это предписание? Это мое личное дело, где стоять судам. Это как если бы ГИБДД издало предписание мне машину переставить. Хочу, переставляю, хочу — нет», — говорит владелец «Элиена». По его словам, он как раз вел переговоры о зимней стоянке с Невским судоремонтным заводом.
17 декабря с метеоров стали снимать тяжелые «камазовские» аккумуляторы. Поскольку причальная стенка на пристани была очень высокой, то, чтобы не спускать трехметровую лестницу на каждый метеор по отдельности, работники связали четыре судна бортами. В результате под давлением течения и идущих по Неве льдин причальные концы не выдержали. И четыре метеора в связке, крутя и разворачивая, понесло вниз по течению. Интересно, что в этот момент рядом не оказалось ни одного человека.
Суда вынесло на мыс Пески. Однако ширина необычного плавучего объекта была такова, что они не остались у берега, а, обогнув мыс, поплыли дальше — прямо на опоры Кузьминского железнодорожного моста. К счастью, из находящегося ниже по течению Ленинградского речного порта навстречу метеорам уже вышли два буксира. В результате аварии избежать удалось, и к 19 декабря все четыре метеора были поставлены на прикол в затоне Ладожского транспортного (бывшего опытного) завода. Там они и стоят, вмерзшие в лед, до сих пор.
Как предположил Василий Мельников, у «Элиена» просто не нашлось денег, чтобы поднять суда на берег.
Близкой точки зрения придерживается и исполнительный директор Ладожского транспортного завода Артем Климачев. По его словам, до весны с метеорами поделать уже ничего нельзя. Зимняя стоянка в заводском затоне обойдется судовладельцу в 1,5 миллиона рублей. Алексей Гаккель считает, что таким образом ЛТЗ просто занимается выкручиванием рук, пользуясь тяжелым положением его компании. «Да в Уткиной заводи, где стоянка на берегу, суда можно ремонтировать, обслуживать, а стоит это в два раза дешевле», — отмечает он.
В ближайшее время в Арбитражном суде Петербурга начнется рассмотрение иска городского управления Росморречнадзора к компании «Элиен» по факту халатного содержания судов.
Николай Конашенок, "Фонтанка.ру"