Ансамбль Дворцовой площади обзавелся дополнительным элементом — на доме, расположенном по адресу набережная Мойки, 37, достроена трехэтажная мансарда. «Нарост» можно видеть с любой точки Дворцовой площади, Миллионной улицы и даже со стороны Марсова поля. По иронии судьбы, в смежном доме, над которым нависло новое архитектурное сооружение, проживает директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский, пожалуй, один из самых ярых борцов за сохранение Дворцовой площади.
Мансарду ждали давно и с тревогой. Работы по «реконструкции чердачного помещения», которые проводились по заказу группы компаний «Росстро», беспокоили многих. Еще в ноябре директор Государственного Эрмитажа, по его собственным словам, несколько раз пытался узнать — какое именно строительство проводится на крыше его дома. Ответа от исполнителей ему получить не удалось.
Некоторую ясность внес в ситуацию Александр Викторов, на тот момент занимавший пост председателя КГА, к которому Пиотровский, потерявший надежду добиться ответа от строителей, обратился публично, во время презентации проекта реконструкции крыла Главного штаба. Викторов объяснил, что компания «Росстро» получила разрешение на реконструкцию чердачного помещения, и никаких надстроек на доме не предполагается. Но пообещал разобраться.
Мансарда тем временем прибавляла высоту. Разобраться с ней попытались в КГИОП и на Совете по культурному наследию. Еще 20 ноября, выступая на круглом столе «Новое мансардное строительство в историческом Петербурге», заместитель председателя КГИОП Алексей Комлев сообщил , что Комитет проводит проверку на предмет законности надстройки мансарды на доме, расположенном по адресу Мойка, 37. В ответ Сергей Семенов, начальник Управления застройки города КГА, объяснил, что собственнику здания (компании «Росстро») в 2005 году было выдано разрешение на реконструкцию. «Да невооруженным глазом видно, что там уже надстраивается целый этаж!» — возмутился председатель петербургского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) Александр Марголис. Алексей Комлев пообещал, что результаты проверки КГИОП будут доведены до общественности.
Общественность привычно начала ждать. И в конце января выяснилось, что на здании возведен не один этаж, а целых три. На вопрос корреспондента «Фонтанки», как такое могло произойти, Александр Макаров, президент ИС ФПГ «Росстро», ответил буквально следующее: «На объекте Мойка, 37 проектом предусмотрена надстройка одного этажа и мансарды. КГИОП была проведена экспертиза просматриваемости и натурные обследования на соответствие возводимого здания высотному регламенту города. Отклонений от согласованного проекта и высотного регламента не обнаружено». По словам Макарова, 13 ноября 2008 года состоялось совещание у Комлева, на котором еще раз было проверено наличие всех необходимых согласований и «никаких недочетов в подготовке проекта и в производстве работ выявлено не было». Почему в таком случае господин Комлев обещал общественности «разобраться» спустя неделю после заседания — вопрос открытый. Такой же, как и появление двух ни с кем не согласованных дополнительных этажей.
Правда, на заседании Совета по культурному наследию была сделана попытка обсудить, как приостановить изменение облика Дворцовой площади. Но быстро выяснилось — никаких законных оснований для прекращения деятельности застройщика нет, формально они не нарушали закон. «Я с изумлением узнал, — рассказал Александр Марголис, председатель петербургского отделения ВООПИиК, — в нашем градостроительном законодательстве нет четких определений, что такое «мансарда» и что такое «чердачное помещение». «Термин «реконструкция» подразумевает увеличение габаритов, поэтому появление дополнительного этажа вполне укладывается в рамки требований нашего законодательства», — добавил его заместитель Александр Кононов.
Примеров нового строительства в исторической части города под видом реконструкции не счесть. Достаточно вспомнить появление семиэтажного отеля взамен трехэтажного здания на Конногвардейском бульваре — проект подразумевал «реконструкцию и регенерацию среды», историю с появлением дополнительных этажей на доме Лобановых-Ростовских — тоже в рамках «реконструкции», строительство на Второй линии Васильевского острова — новый дом, никогда не существовавший прежде, появится там именно в процессе «регенерации». С появлением новой трехэтажной мансарды «реконструирован» и ансамбль Дворцовой площади.
Пока все защитники города надеются на авторитет Михаила Пиотровского, который пообещал добиться, чтоб «это сооружение убрали». «Может быть, у него это все-таки получится», — почти не надеясь на положительный результат, высказались в ВООПИиКе.
Справка.
Здание, расположенное по адресу набережная реки Мойки, 37, и земельный участок под ним находятся в собственности «Росстро». Эта же группа компаний выступает заказчиком проекта, генподрядчик и производитель работ — ООО «Гарда». Проект разработан институтом «Спецпроектреставрация».
Посмотреть видовой фоторепортаж с места можно здесь.
Кира Обухова,
«Фонтанка.ру»