Почти в 2,5 раза увеличатся площади, отведенные под размещение в Петербурге яхт-клубов и марин. Конкретные адреса их возможного расположения прописаны в принятом сегодня на заседании городского правительства постановлении «Об отраслевой схеме развития и размещения объектов базирования и обслуживания маломерного флота на территории Петербурга».
По данным Комитета по транспортно-транзитной политике (КТТП) на лето прошлого года, в Петербурге было зарегистрировано более 43 тысяч маломерных судов. В основном речь идет о гребных и моторных лодках. Число парусных и парусно-моторных яхт составляет менее двух тысяч. По оценкам КТТП, к 2025 году, до которого рассчитана принятая сегодня схема, общее число маломерных судов может увеличиться на 37% и приблизиться к 60 тысячам.
Кроме того, если учесть, что государственные границы Эстонии и Финляндии морем ежегодно пересекают до 20 тысяч яхт, можно рассчитывать, что, при условии создания в Петербурге соответствующей инфраструктуры, ежегодно в город будет заходить до 10 тысяч маломерных судов с 40-50 тысячами яхтсменов на борту. Правда, помимо создания современных марин, для этого необходимо решить ряд вопросов в области законодательства. Речь в первую очередь идет об обеспечении путешественников визовой поддержкой или их допуске в Петербург на ограниченный период без визы (как это происходит с паромными туристами).
Кроме того, в настоящее время в российском законодательстве попросту отсутствует понятие «маломерного судна под иностранным флагом». Это также является серьезным препятствием к развитию яхтенного туризма, поскольку из-за этой лакуны любая пришедшая из-за границы лодка должна приравниваться к коммерческому сухогрузу и облагаться соответствующими налогами.
«Пока эта проблема не решена, мы несем потери каждый день. В прошлом году на первое марта возможностью захода интересовались около ста экипажей. А всего за предыдущий сезон, я думаю, мы недополучили 300—400 лодок. А в этом году заявок на порядок меньше», - отметил президент Петербургского парусного союза Владимир Логинов. По словам председателя КТТП Николая Асаула, его ведомство уже передало все соответствующие предложения в Москву, и теперь яхтсменам остается только ждать решения федерального правительства.
Согласно расчетам КТТП, если каждая яхта будет находиться в акватории Финского залива до пяти дней, для их размещения потребуется около 100 современных оборудованных стоянок. Сейчас в Петербурге есть всего 48 таких объектов, общая площадь береговых территорий которых составляет около 1,3 млн. кв.м. К ним может причалить до 5,6 тысячи маломерных судов и еще около 5 тысяч могут пришвартоваться, если на акватории марин установить понтоны.
Изначально схема размещения объектов маломерного флота предполагала доведение общего числа стоянок до 118. Однако, по словам Николая Асаула, из-за принятых градостроительных документов и нормативных актов о зеленых насаждениях после согласования проекта в различных инстанциях перспективное количество стоянок сократилось до 90. По результатам анализа прибрежных территорий, специалисты нашли возможность размещения 42 новых объектов базирования и обслуживания маломерного флота общей площадью более 1,8 млн. кв. м.
На сегодня наибольшее количество стоянок катеров и яхт в Петербурге располагается на Васильевском острове (11 объектов), в Петроградском (9 объектов), Петродворцовом (7 объектов) и Курортном районах города (6 объектов). Наиболее крупные новые территории выделяются, в частности, по обеим берегам Малой Невки на Васильевском и Петровском островах, на «Морском фасаде», в Кронштадте, Стрельне, Лахте, Петергофе, на дамбе и в бассейне у истока Обводного канала восточнее Глухоозерского шоссе.
Все стоянки предполагается по пятидесяти параметрам разделить на пять типов. «А» — полноценные марины с полным набором услуг от техобслуживания судов до магазинов «24 часа» и доступа в интернет через wi-fi, «B» — марины с ограниченным набором услуг, «С» — летние яхтенные стоянки, «D» — базы обслуживания и хранения судов в межнавигационный период и «E» — гребные базы.
Владимир Логинов отметил, что принятия сегодняшнего постановления яхтсмены Петербурга ждали долго. «Теперь вопрос в том, насколько оно будет реализовано, не останется ли на бумаге, действительно ли земли пойдут под причалы». По его мнению, для эффективного проведения принятой схемы в жизнь необходима будет проводить экспертизу яхтенного сообщества конкретных инвестиционных проектов. Этот вопрос обсуждался с КТТП, и Николай Асаул придерживается такого же мнения — заявил президент Парусного союза.
«И, конечно, раз город признает это социальным проектом, он должен помочь будущим яхт-клубам с коммуникациями — водой, электричеством, канализацией. А также, как это сделано повсюду в Европе, обеспечить минимальные арендные ставки на землю, скажем, 30 копеек за квадратный метр в год, ведь создание и содержание причальных сооружений очень дорого. Только это даст яхт-клубам нормально развиваться», - добавил Владимир Логинов.
Николай Конашенок,
«Фонтанка.ру»