Первый - с начала кризиса - февральский международный пушной аукцион в Петербурге показал: цены на меха снизились вдвое. Упал спрос на эксклюзивный русский товар, так называемый “меховой бриллиант” - мех соболя. Аналитики рынка считают, что пушной рынок убивают две глобальные катастрофы: кризис и потепление.
Как сообщили “Фонтанке” в компании “Союзпушнина” (организатор петербургского аукциона), торги в целом прошли довольно успешно, если сравнивать c итогами продаж на ведущих мировых площадках – в Копенгагене и Хельсинки. Там зимние торги мехом, в том числе норкой, фактически провалились. Больше половины товара реализовать не удалось, несмотря на значительное понижение цены.
По сути, петербургским торгам удержаться на хороших позициях помог только соболь, шкурки которого можно купить исключительно в России и только на этом аукционе. В итоге, из выставленных на аукцион более 220 тысяч шкурок промыслового соболя были выкуплены 98% по средней цене 100 долларов (притом, что средняя цена поставщиков варьируется от 700 до 900 рублей за шкурку). Но для торгов эта цена слишком низкая. Аналитики отмечают, что до кризиса стоимость соболя от торгов к торгам только росла (на сентябрьских аукционах шкурка соболя торговалась в пределах от 500 до 800 долларов).
Даже достаточно высокая по кризисным меркам конкуренция не удержала цены на "меховой бриллиант". По данным “Союзпушнины”, на темный мех они упали на 30%, на светлый – на 40%. Основными покупателями соболя стали фирмы США, Италии, Греции и России. Лот эксклюзивных шкурок лучшего качества приобрел петербургский меховой брокер Александр Цейкович (компания MBI). По словам брокера, товар пердназначается для московской меховой фабрики "Helena Yarmak". Как отметил покупатель, заключенная сделка очень выгодна. Снижение цен на сырье может спровоцировать дисконт на шубы из соболя, что, в свою очередь, привлечет покупателей, которые в последнее время не решаются на такое приобретение.
По другим видам меха на рынке наблюдается полнейший провал. Продажи норки упали от 40 до 90% в зависимости от цвета меха. Шкурки торговались в диапазоне от 19 до 50 долларов. Интерес к меху лисы упал на 70%, енота – на 95%. Мех горностая продавали по 2 доллара за шкурку. Из-за этого дисконта поставщикам удалось реализовать 80% товара.
Кстати, падение интереса к меху, похоже, станет хорошей новостью для защитников животных. Звероводческим предприятиям из-за падения спроса придется сокращать производство. Как рассказала исполнительный директор Национальной Ассоциации звероводов России Надежда Зубкова, к этому вынуждают две причины – условия кредитования в 2009 году, и проблемы с кормами. Если предприятия не имеют оборотных средств для приобретения кормов – в феврале они должны будут принять решения о сокращении производства и рабочих мест. Усугубляет ситуацию то, что в целом на мировых торгах поставщикам пушнины удалось реализовать от 10 до 20% традиционного объёма.
Пессимистических прогнозов полны и продавцы готовых шуб. Как рассказали “Фонтанке” в одном из меховых салонов Петербурга, прошедший сезон не стал успешным для торговцев мехом. Из-за кризиса поток покупателей сократился в среднем на 30%. Не помогли даже договоры с банками, согласившимися кредитовать любителей шуб. “Возможно, виноват не только кризис, но и теплые зимы”, - сетуют продавцы шуб.
Как бы то ни было, но падение спроса уже заставило некоторых участников мехового рынка Петербурга подумать о смене элитных торговых площадей на более скромные офисы. Так, в начале года появилась информация, что свое помещение может покинуть знаменитый петербургский салон “Лена”. По данным СМИ, компания Ильи Смирнова, торговавшая эксклюзивными мехами на Невском проспекте, 50 более 20 лет, не продлила договор аренды, истекающий в марте. В самом салоне эту информацию пока не подтверждают.
Торговцы мехом в промышленных масштабах отмечают, что в 2009 году снизится, прежде всего, общий объем экспорта шкурок, который в последние годы приносил России 300 миллионов долларов в год. По самым оптимистичным прогнозам, в этом году на экспорте “русского золота” удастся заработать меньше половины от этой суммы.
Сейчас и поставщики, и продавцы надеются только на мировых дизайнеров. В модном мире говорят, что именно “пушное” лобби сказалось на веяниях в новых коллекциях ведущих дизайнеров. Так, на всех прошедших неделях высокой моды были представлены наряды с отделкой из натурального меха.
Справка:
В международном пушном бизнесе более 95% невыделанной пушнины реализуется через аукционы. В мире существуют пять основных центров по аукционной продаже пушнины: Kopenhagen Fur (Дания), Finnish Fur Sales (Финляндия), NAFA (Канада), American Legend (США) и Союзпушнина (Россия). На петербургском аукционе ежегодно реализуется до 3-4 миллионов шкурок. Торги на площадке проходят 4 раза в год. Мех соболя иностранные потребители могут приобрести только на этих аукционах. Российские производители меховых изделий также покупают мех непосредственно у поставщиков. Но в итоге, на аукционные торги уходит до 90% российского меха.
Маша Могилевская, "Фонтанка.ру"