Открытие станции метро «Спасская» пройдет без перерезания красных ленточек и громких слов. Это событие, первоначально намеченное на 20 декабря прошлого года, переносилось 7 раз. За это время пассажиры мысленно, наверное, не раз «переходили» на новую ветку. Теперь они смогут сделать это реально: на «обкатку» отдают три выходных дня.
Долгожданное открытие станции метро «Спасская» пройдет без помпы: без перерезания красных ленточек и громких слов. Это событие, первоначально намеченное на 20 декабря прошлого года, переносилось 7 раз. За это время пассажиры мысленно, наверное, не раз «переходили» на новую ветку. Теперь они смогут сделать это реально: на «обкатку» отдают три выходных дня.
На «Спасскую» состав отправится
Первый поезд в 5:45 утром в субботу, 7 марта, пойдет уже по новой схеме метрополитена - через станцию «Спасская». Следуя поговорке «обещанного три года ждут», открытия этой станции Фрунзенского радиуса ждали три месяца. И все из-за принципиальной позиции руководства петербургского метрополитена – на «Спасской» должны появиться эскалаторы нового поколения. Все это время их налаживали специалисты завода-изготовителя. Потом работу «Универсалмаша» принимал Ростехнадзор.
По словам главного конструктора эскалаторов Виктора Христича, на различные их элементы получены 14 патентных свидетельств, но главное не это. Самым важным он считает то, что в стандартном тоннеле диаметром 7,5 метра теперь можно разместить четыре эскалатора вместо привычных трех. И это в значительной мере поможет разгрузить метрополитен, повысив его проходную способность. Христич предположил, что в будущем в тот же самый тоннель поместятся даже семь двигающихся «лестниц»: все это возможно, если сделать ступени короче - не метр, как сейчас, а всего 65 сантиметров». «Так и место сэкономить можно и избавиться от "бегунов", которые нередко травмируются сами и задевают других пассажиров», - отметил он. Ширину ступени вычислили, по его словам, английские специалисты, и она является максимально комфортной для человека. Впрочем, все это в планах, а сегодня важно «обкатать» эскалаторы, чтобы затем применять их в дальнейшем на других станциях метрополитена.
Как с сожалением признал глава метрополитена Вадим Гарюгин, большая часть эскалаторов в Петербурге работает почти полвека и многие прошли уже все 8 дозволенных капитальных ремонтов. У новых – даже «пробег» увеличен с 150 тысяч километров до 350 тысяч. От того, как эти подъемники покажут себя в деле, будет зависеть, какие стандарты применять в будущем к ремонтируемым станциям. В первую очередь это касается «Нарвской», для нее готовят документацию с учетом установки именно таких эскалаторов, однако, как подчеркнул Гарюгин, пока они не пройдут испытания, речи о повсеместном внедрении быть не может.
Причина существенной задержки запуска станции и столь тщательного контроля кроется в несколько революционной схеме эскалаторных машин. Экспертиза конструкторской документации длилась полгода, был высказан ряд замечаний проектировщикам. По словам Георгия Плотникова, технического директора ЗАО «РАТТЕ», проводившего экспертизу, в отчете специалисты обратили внимание на отсутствие в конструкции главного вала, а, следовательно, и аварийного тормоза на нем. В свою очередь, конструктор эскалаторов предусмотрел другие технические решения организации торможения. Но правила есть правила: территориальный орган надзора не мог принять эскалаторы до тех пор, пока изменения не согласовали на федеральном уровне. Так что всем «ноу-хау» и революционным узлам пришлось пройти проверку еще и на моральную устойчивость.
Пока в гулком вестибюле «Спасской» стоит послеремонтная пыль, а новые эскалаторы нещадно грохочут. Но, по словам конструктора Христича, дело не в недоработках, а в пустынности – пока нет пассажиров, звук свободно отражается, поэтому создается впечатление, что эскалаторы слишком шумные. К субботе полированные гранитные полы отмоют до блеска. Одна из сотрудниц станции предупреждает модниц – на каблуках можно и поскользнуться. Так что внимательность – лучший друг пассажира.
Напомним, что с вводом в эксплуатацию станции метро «Спасская» кардинально изменится схема всего метрополитена. Поезда «четвертой» линии от «Улицы Дыбенко» будут приходить на конечную «Спасскую», а «пятая» ветка соединит «Волковскую», «Садовую» и «Комендантский проспект». Таким образом, пересадочный узел станет самым крупным в Петербурге и будет соединять сразу три ветки.
Кризис стройке не помеха
«Спасская» - лишь первая «ласточка», надеются в метрополитене. Несмотря на объявленное секвестирование бюджета, станции Фрунзенского радиуса, запланированные до 2010 года включительно, будут введены в эксплуатацию в сроки и в том объеме, который заложен по проектам, - обещает руководство подземки. Это касается, например, «Обводного канала». Год 2011 выходит за «рамки уверенности» Владимира Гарюгина, но тем не менее, вестибюль «Спасской», по его словам, появится на Сенной площади, как и предполагалось в докризисные времена.
Кризис двояко повлиял на ситуацию в «подземном» Петербурге. С одной стороны, Гарюгин заметил общую для всех городов, имеющих метрополитен, тенденцию по снижению пассажиропотока. В Северной столице за последние пять месяцев он упал почти на 10 процентов. Ежедневно под землю спускается на 50 тысяч человек меньше. Это – существенный урон для финансового обеспечения, приходится «перетягивать» средства с других направлений. Это не касается только сферы безопасности – там сокращений не наблюдается.
С другой стороны, впервые за 10 лет в метрополитене практически нет проблемы кадров. Даже рабочие специальности ремонтников подвижного состава укомплектованы профессионалами - теми, кто был вынужден уволиться с предприятий города.
Ксения Потеева,
«Фонтанка.ру»