Разразившийся кризис сильнее всего ударил по менеджерам всех возрастов и специалистам (в основном, тем, кому за 40). Многие эксперты считают, что это настоящий балласт экономики, а старожилы впадают в депрессию, полагая, что надеяться им уже не на что. Тем временем в Хельсинки предлагают семинары психологической подготовки для людей старшего возраста, которые, возможно, станут востребованными спустя буквально несколько лет. Собственный корреспондент «Фонтанки» в Финляндии попытался разобраться - почему?
Занятия проходили в одном из престижных конференц-залов финской столицы. Бывшие клерки и управленцы, в большинстве своем седовласые, под звуки музыки решали предлагаемые им задачи. Задачи ставили разные — индивидуальные и коллективные. Во время перерыва они расслаблялись под шум волн и крик чаек, наслаждаясь слайдами, на которых ветер качал грациозные пальмы.
А потом опять же под музыку они знакомились с фразами на испанском языке, повторяли их и вновь отправлялись на релаксацию. Так в непринужденной, но достаточно динамичной обстановке шла переподготовка менеджеров старшего возраста к новым свершениям.
Сила возраста
«Огромная ошибка полагать, что с возрастом работник теряет ценность, — рассказывал «Фонтанке» изобретатель методики доктор Рейдар Вассениус. — Несомненно, он что-то теряет в скорости принятия решений, но одновременно уменьшает вероятность ошибки». То есть старая русская поговорка «Старый конь глубоко не вспашет, но и борозды не испортит» - совершенно применима и к новым временам.
В условиях кризисного управления именно умение не допускать ошибки является определяющим. И задача курсов - убедить ныне безработных менеджеров в том, что они многое могут.
По мнению специалистов, большой ошибкой является утверждение, что человек с возрастом теряет способность к изучению языков. Скорее, «сеньоры» воспринимают информацию по-другому, нежели молодежь и дети. И когда им преподают по определенным методикам, результаты довольно высоки. Старшее поколение готово жертвовать удобствами, оно отлично понимает, что для получения благ необходимо трудиться. Потому те, кому за 50, имеют гораздо больше шансов выжить в кризис любого рода, чем молодежь.
Кризис информационной эпохи
«Интернет и компьютерная революция сыграли не на руку человечеству, в том смысле, что стали причиной глобального кризиса», — уверен Рейдар Вассениус. Это говорит человек, который большую часть жизни отдал именно информационной революции, работая на ответственных должностях в одной из самых крупных мировых хай-тек-компаний.
«Смотрите, что случилось. 25 лет назад мы писали программы в кодах, на ассамблере, и такие языки как Фортран или Бэйсик были огромным прорывом в упрощении нашей работы. А потом появился Вижуал Бейсик. Но тогда мы впервые столкнулись с тем, что упрощение работы увеличивало количество «глюков». Но нам ведь всем хотелось, чтобы было легче...» - вспоминает Вассениус.
В итоге мы получили огромных программных монстров, которые требуют гигабайты памяти. Мы все упрощаем, и делаем все менее надежным. Рано или поздно предел прочности должен был быть достигнут.
Молодежь села в интернет, думая, что там она найдет всю информацию. Однако, никогда и нигде не было столько лжи и путаницы. Мы разучились сами думать, принимать решения и забыли про осторожность. Сейчас нам напомнят. Стоит учесть, что постоянная гонка за новыми решениями в технологии привела к тому, что мы теряем больше знаний теперь, чем сохраняем.
Простейший пример — когда в США начали оцифровывать Библиотеку Конгресса, лучшим носителем считался стриммер (кто сейчас помнит эти тяжелые металлические кассеты?). Спустя десять лет выяснилось, что устройств для чтения кассет просто больше нет! Через несколько лет мы будем искать каждый раз нужный дисковод. Кстати, на минувшей неделе прекратилось производство кассет VHS.
Думай головой
Нужно не просто вновь учиться самому чинить машину, делать ремонт и управляться на кухне. Нужно учиться думать самостоятельно, принимать решения и выполнять их. Потому что наше компьютерно-телефонное состояние может быстро улетучиться — уже сейчас многие хай-тек-концерны находятся в замешательстве — что же им делать дальше? Технические решения требуют многомиллиардных инвестиций в исследования, и насколько они окупятся — неясно.
То есть новый технологический скачок под вопросом. Равно как и планы по выпуску более мощных компьютеров. Нет практической целесообразности. Обратите внимание — облик самолетов пассажирской авиации практически не изменился за последние 60 лет, со времен «Комет», «Боинга 707» и «Каравеллы». Ту-144 и «Конкорд» по-прежнему лидеры технологий. Космонавты и астронавты летают на космическом корабле «Союз», который разработали 50 лет назад.
А почему? Потому что найден оптимум, связанный с физикой, прочностью материалов, размерами человеческого тела и экономикой. Компьютеры и мобильники также приходят к такому тупику: нет смысла делать разрешение картинки выше, чем способен видеть человеческий глаз, четкость звука лучше, чем способно услышать наше ухо... И тогда остается лишь путь назад, поскольку даже чтобы сохранить современную технологию, потребуются дополнительные вложения, взять которые, кроме как из государственного кармана, неоткуда.
Более 80 лет назад Джон Мейнард Кейнс пришел к выводу, что при определенном состоянии кризиса, когда он захватывает всю экономическую модель, рыночная экономика не способна справиться с ситуацией и наступает крах, голод и разруха. Только государство способно изменить правила игры, и если надо — силой задать новые правила. Сейчас все больше экспертов полагают, что классический рыночный механизм себя изжил — как известно, рынок не работает в условиях дефицита товара. И именно поэтому ученики Рейдера Вассениуса учат испанский...
В ожидании революции
Финская система поиска выхода из кризисных ситуаций предполагает не только ситуативное, но и стратегическое планирование. Применительно к личному трудоустройству — назван срок в более 5 лет. А какая цивилизация через 5 и более лет окажется «на коне»?
У Китая и Индии огромный потенциал, но и не менее сложные проблемы. Начнем с того, что это многонациональные страны, в которых набирают силу центробежные силы, зачастую за несколько сот километров вы попадаете в совсем иную культуру, языковую и конфессиональную зону.
Зато есть огромная Латинская Америка, население которой формально (не считая испаноязычных жителей США) превышает 380 миллионов человек. И оно растет, в то время как англоязычное население сокращается.
Латинская цивилизация относительно бедна - 40% ее граждан составляют бедные, очень бедные и нищие, и только 10% (но это около 38 млн) обладают постоянной покупательной способностью, правда, весьма высокой.
Сложившаяся ситуация позволяет ожидать постоянных попыток изменить политико-экономическую систему. Однако это не означает, что к власти рвутся привычные в России и СНГ коммунисты. Латинские марксисты имеют весьма отдаленное отношение к классическим марксистским партиям, для них характерна особая национальная специфика и ярко выраженный антиамериканизм.
Не только Венесуэла и Боливия демонстрируют смещение «влево» - аналогичные процессы наблюдаются в Никарагуа, Бразилии и Чили. Усиление левых тенденций идет и в других странах Латинской Америки.
Этому немало способствует и разразившийся кризис. Эксперты предрекают, что серьезное падение спроса и цен на основные виды сырья приведут к резкому снижению дохода латиномериканских государств. Олигархи неминуемо начнут спасаться, переводя активы за рубеж, прежде всего в США, Евросоюз и Японию. Все это еще более усугубит ситуацию, и будет означать смерть идеологии свободного рынка в масштабах всего континента на долгое время.
При этом не ослабнет, а еще более усилится, традиционная патерналистская структура отношений в латинском обществе, для которой характерно подчеркнутое уважение к возрастному и образованному человеку. «Латинский мир уважает не мешок с деньгами, а личность, персону, — отмечает Рейдар Вассениус, — молодой специалист или менеджер не может зваться «доном» - ни в силу возраста, ни в силу жизненного опыта. Для финнов это неожиданно, для русских — скорее привычно...»
За время, потребное для освоения испанского языка (2-3 года максимум), острая фаза кризиса сменится затяжной депрессией. Многие западные специалисты уедут, так и не привыкнув к сложностям жизни. И уже сейчас латиноамериканские эксперты говорят о необходимости импорта зарубежных специалистов.
К слову сказать, это прекрасно понимают в Китае, где тихо и без излишней рекламы готовят возрастных управленцев для Латинской Америки. Это молодой регион, и тот, кто вовремя займет там место, окажется в несомненном выигрыше.
Рейдар Вассениус не претендует на то, что его методика — это какая-то панацея. «Это просто один из вариантов стимулирования собственных возможностей, — говорит он, — просто возможность взглянуть на себя со стороны, увидеть сильные и слабые стороны, и понять, что все еще только начинается... особенно если тебе за 50...» Рейдару, кстати, до этого возраста еще далеко...
Константин Ранкс,
Хельсинки.
«Фонтанка.ру»