Общественный совет при губернаторе пополнил так называемую Красную книгу Петербурга. В список «объектов недвижимого имущества, назначение которых представляет особую ценность для жителей Санкт-Петербурга», к 16 адресам, принятым в прошлом году, добавилось еще семь. Речь в городском законе, придуманном в прошлом году, идет не о самих стенах, а о назначении объектов. Так, в Елисеевском магазине должны продаваться продукты, в Доме Зингера книги, а в пышечной на Большой Конюшенной обязательно должны быть пышки. Список сразу признали незаконченным, и комитету по охране памятников (КГИОП) было поручено дополнять его.
12 марта КГИОП вынес на обсуждение Общественного совета еще 7 объектов. Как рассказали сотрудники комитета, за минувший год к ним пришло больше сотни предложений о внесении тех или иных дорогих петербуржцам объектов в Красную книгу памятных мест. Многие из них не соответствовали главному критерию — сохранности функции на данный момент. Горожане предлагали восстановить в историческом месте кафе «Сайгон» и знаменитый «Лягушатник» на Невском, 24. Вернуть сеть рюмочных, по которым многие ностальгируют. «Однако все это уже в прошлом, а закон призван сохранять то, что еще осталось», - объяснил глава Общественного совета Петербурга Алексей Козырев.
Кто-то хотел включить в список свой дом, боясь что его снесут. Такое предложение рассматривать не стали. Сам Алексей Козырев, известный писатель и режиссер-постановщик, с грустью сказал, что нет уже ни того роддома, в котором он родился, ни той школы, в которой учился. Ленинградским пацаном он ездил на подножке трамвая. Но нет уже ни Ленинграда, ни улицы, ни трамвая, ни подножки. Однако какую-то дорогую всем горожанам память сохранить еще можно.
По итогам заседания в Красную книгу включили следующие адреса:
1) Магазин «Академкнига», Литейный, 57. Этот магазин называли еще год назад многие эксперты «Фонтанки» в качестве очевидного кандидата для книги. Однако официально внес его на рассмотрение КГИОП академик Жорес Алферов, а поддержал президиум СПб научного центра РАН. «Академкнига» - последний сохранившийся на некогда «книжном» Литейном магазин. А обосновался в нем центр научной жизни Ленинграда еще в 1939 году. Кстати, только в этом магазине сохранился первоначальный интерьер «Нового пассажа».
2) Киноцентр «Родина», Караванная, 12. Во время обсуждения многие с ностальгией вспомнили о жившем тут с 1937 года детском кинотеатре. Сейчас кинотеатр не детский, но по-прежнему некоммерческий. В список внесли только «Родину», но не Дом кино целиком.
3) Нотная библиотека на Невском, 20. В здании Голландской церкви с 1936 года находится библиотека. Сейчас в ней находятся фонды старейшего нотного собрания города. Вопрос с реституцией церковного имущества здесь, скорей всего, не возникнет, успокоила глава КГИОП Вера Дементьева члена общественного совета директора Исаакиевского собора Николая Бурова. Ведь здание не было реквизировано у голландской общины после революции.
4) Музей железнодорожного транспорта, Садовая, 50. Коллекцию этого музея начали собирать раньше, чем построили в Петербурге первую железную дорогу, еще в 1813 году. Внести свой объект в Красную книгу предложила дирекция музея, поддержана идея комитетом по культуре. Скорее всего, музейщики опасаются пошедших разговоров, что для железнодорожного музея можно найти место и поскромнее.
5) Здание Союза театральных деятелей на Невском, 84-86 и Дом актера. Находится в «доме Петрово-Солово» с 1924 года, и трудно назвать великого петербургского актера, который бы в нем не бывал, и не выпивал в местном ресторане.
6) Союз архитекторов, Большая Морская, 52. А этот дом является центром ленинградской архитектурной мысли с 1935 года. Предложен к включению правлением Союза.
7) Самый спорный объект из списка — гребной клуб «Знамя» на берегу Малой Невки (Вязовая, 4). Тренировки гребного клуба тут идут уже 120 лет. Состав олимпийской сборной СССР в 50-е годы прошлого века, случалось, на 80 процентов состоял из воспитанников «Знамени». Здесь же, как говорят, занимался греблей и будущий президент Дмитрий Медведев. В общем, предложение ленинградских ветеранов спорта вроде бы не вызывает вопросов, но только на первый взгляд. Во-первых, у гребцов уже появился новый клуб — на Крестовском. Объект принадлежит профсоюзам, и не захотят ли они поменять его функцию или попросту продать - большой вопрос. Будет ли возможно занятие греблей на Малой Невке, если там, например, пустят речной транспорт — тоже неизвестно. Однако, оценив все эти факторы, члены совета все-таки решили включить его в список.
КГИОП и Общественный совет договорились собираться раз в год, в начале февраля. Так что список еще не закончен и будет пополняться. Нужно только сделать его по настоящему работающим законом. Над этим сейчас работает сенатор от Петербурга Сергей Тарасов. Он пытается внести в федеральный закон о охране памятников пункт, позволяющий КГИОП согласовывать (или не согласовывать) изменение назначения зданий. Пока же закон только региональный, и в случае, если собственники (те же профсоюзы) захотят оспорить выданный им запрет на перепрофилирование, они имеют все шансы добиться успеха.
Михаил Гончаров,
«Фонтанка.ру»