Сейчас

+1˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

+1˚C

Пасмурно, Без осадков

Ощущается как -1

1 м/с, южн

738мм

82%

Подробнее

Пробки

1/10

«Олимпиус Инферно»: идеологическая бомба с крыльями бабочки

1137
ПоделитьсяПоделиться

На «Первом канале» состоялась премьера художественного фильма «Олимпиус Инферно», рассказывающего об августовских событиях в Осетии. По сюжету картины в руках главных героев оказываются доказательства того, что в роли агрессора в «войне 08.08.08» выступила Грузия. Еще задолго до премьеры вокруг фильма развернулись ожесточенные споры, в которых чаще всего фигурировали определения «пропаганда» и «агитка».

Эксперты, оценивающие итоги прошлогоднего конфликта на Кавказе, сегодня единодушно сходятся во мнении: Россия одержала военную победу, но полностью проиграла в информационной войне. Действительно - в материалах западных СМИ (например, в репортажах телевизионных гигантов BBC и CNN) наша страна зачастую изображалась агрессором, занесшим свою когтистую медвежью лапу над хрупкой грузинской демократией.

Особо въедливые аналитики даже посчитали: во время войны в Южной Осетии, а также впоследствии, на один позитивный материал о России в американской и британской прессе приходилось двенадцать негативных. При этом западные СМИ, как утверждали отечественные журналисты, не гнушались фальсификациями и подлогом. В частности, телеканал CNN был обвинен в том, что в его эфире кадры с разрушенным Цхинвалом выдавались за «картинку» из грузинского Гори.

Анализируя причины поражения нашей страны в информационном противостоянии с Грузией, эксперты указывали прежде всего на то обстоятельство, что российская сторона практически полностью проигнорировала работу с зарубежной прессой и общественным мнением на Западе, сосредоточившись исключительно на идеологической обработке российской аудитории.

И вот теперь закончившаяся информационная война разгорается вновь. В сторону Грузии и мировой общественности из российского окопа выпущен увесистый снаряд в виде патриотической киноленты «Олимпиус Инферно». Появление подобной идеологической бомбы во всех смыслах символично. С одной стороны, тема конфликта в Осетии – так же, как когда-то чеченская война, – пришла в сферу масскультуры. С другой – отечественные идеологи решили закрепить на экране военную победу России, а заодно еще раз напомнить миру о том, кто именно, по их мнению, является виновником прошлогодней трагедии на Кавказе. Новый фильм был снят за считанные месяцы. С такой скоростью производятся либо телесериалы, либо несущие определенную идеологическую нагрузку продукты госзаказа, появление которых всегда выглядит «очень своевременным». А уж если помнить о том, что работа над лентой пришлась на разгар финансового кризиса, заморозившего десятки крупнейших кинематографических и телевизионных проектов, но никак не повлиявшего на судьбу картины об осетинской войне, то любые сомнения по поводу исключительной важности проекта «Олимпиус Инферно» для российской системы государственной пропаганды рассеиваются окончательно.

Главные герои новой картины – Майкл и Женя, молодые парень и девушка, оказывающиеся на территории Южной Осетии накануне войны. Он – родившийся в России энтомолог из Штатов, приехавший на Кавказ для съемок документального фильма о редком виде бабочек, носящем название «Олимпиус Инферно». Она – журналистка из Москвы, друг детства Майкла. Расставленные американским юношей камеры случайно снимают начало грузинского вторжения в Осетию. Тогда герои, оказавшиеся в самом пекле вооруженного конфликта, решают доказать мировой общественности, что именно Грузия является агрессором. Для этого им необходимо прорваться в Цхинвал, на базу российских миротворцев.

Еще до премьеры фильма критики успели обвинить его создателей не только в идеологической ангажированности, но и в плагиате. Было замечено, что фабула картины до неприличия напоминает сюжет американского боевика «Враг государства». Сюжет этой ленты закручивался вокруг специалиста по изучению перелетных птиц, который невольно зафиксировал на свою аппаратуру сцену убийства влиятельного конгрессмена и стал объектом преследования со стороны спецслужб. В качестве другого первоисточника, «вдохновившего» создателей фильма об осетинской войне, скептики называли роман Дмитрия Черкасова «Ночь над Сербией». Главный герой книги – еще один биолог, русский ученый, оказавшийся в центре сербско-албанского конфликта и вынужденный противостоять отрядам боевиков.

Проводить подобные параллели можно бесконечно. Однако вряд ли оригинальность фабулы действительно важна для пропагандистской картины. Существенным в данном случае является другое: создатели «Олимпиус Инферно», взяв на вооружение нехитрую сюжетную схему «мясорубка войны глазами обычного человека», поступили довольно расчетливо. Казалось бы – сними бравурный боевик о доблестных российских спецназовцах, пачками уничтожающих трусливых грузинских солдат, и нужный патриотический эффект обеспечен. Но режиссер картины Игорь Волошин (фильмы «Губы», «Нирвана») и сценарист Денис Родимин («Теория запоя», «Жестокость») пошли другим путем.

Простой русской девушке и ее русскоговорящему другу наш зритель будет сопереживать больше, чем очередным экранным Рэмбо, пусть даже супергерои носят форму российских вооруженных сил. Создатели картины явно понимали это. К реалистичным персонажам добавьте псевдодокументальную манеру, в которой снят «Олимпиус Инферно»: минимум спецэффектов и музыки (своеобразным «саундтрэком» здесь выступают фрагменты речей Медведева и Путина, постоянно звучащие в кадре), трясущаяся камера, мечущаяся по причудливым траекториям. Получается полная имитация «прямых» военных телерепортажей с воссозданием эффекта присутствия. Выглядит все это моднее, солиднее, а главное – убедительнее топорных сериалов типа «Спецназа».

В более-менее сносную кинематографическую упаковку завернута убойная доза патриотической и антигрузинской пропаганды. Здесь и хорошо описанные российскими телеканалами зверства грузинских войск, вплотную расстреливающих из бронетехники дома осетин и безжалостно добивающих мирных жителей Цхинвала, и ад подвалов-убежищ, собирающих беззащитных женщин с детьми, и, наконец, благородство российских миротворцев, появляющихся в кадре в самом конце картины и выглядящих чуть ли не воинством небесным. Все персонажи – в соответствии с законами пропаганды – изображаются в черно-белых тонах. Осетины – радушные, гостеприимные и свободолюбивые. Русские – отзывчивые и отважные. Грузины – подлые и жестокие. Достается и представителями американо-европейского мира. Так, в одном из эпизодов появляется холеный и беспринципный корреспондент западной телекомпании, который сначала в своем репортаже изображает Россию агрессором, а затем, после просмотра диска с сенсационными кадрами, заявляет главной героине: «Танки и самолеты – х...ня, главное – журналисты. Про информационную войну слышала?».

Не совсем понятно, зачем авторам картины понадобился герой-американец – представитель страны, столь нелюбимой нашей пропагандой. Однако при желании и этот ход можно объяснить. Рискну предположить, что пара главных героев является своеобразной символической конструкцией. Так, бесконечно обаятельная Женя (Полина Филоненко, известная зрителю по роли Сонечки Мармеладовой в сериале «Преступление и наказание») - это, вероятно, сама Россия. Израненная, затравленная, но несломленная. Из дурашливой хохотушки Женя быстро превращается в настоящую Зою Космодемьянскую, бегущую под пулями за лекарствами для осетинского мальчика и вообще всячески являющую собой образец жертвенности. Истеричный американец Майкл, постоянно собирающийся звонить то в полицию, то в службу 911, соответственно, символизирует Запад. То есть чужеродный для нашей страны мир мягкотелости, комфорта и рациональности, в котором нет места подвигу и безрассудству. Правда, в конце картины Майкл бросает американскую невесту и приезжает к Жене. Иными словами – Россия и Запад скрепляют себя почти что брачными узами.

Финал картины недостаточно убедителен. Майкл приходит на американское телевидение с сенсационной записью, однако в ходе передачи с его участием молодому человеку - в полном соответствии с растиражированным нашими СМИ сюжетом об осетинской девочке в эфире «Fox News» – не дают рассказать об увиденном. Вместо записи грузинского вторжения в Южную Осетию работники американского телеканала демонстрируют зрителям кадры с бабочками. Выходит, мир так и не узнал правду.

Впрочем, массовый зритель, получивший посредством жанровой формы «лайф экшн» полтора часа патриотической накачки, подобные нюансы, скорее всего, не заметит. Пожалуй, в его голове будут греметь залпы салюта.

Сергей Ильченко-мл., "Фонтанка.ру"

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Комментарии 0

Пока нет ни одного комментария.

Добавьте комментарий первым!

добавить комментарий

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close