Расходы на развитие транспортной системы в Петербурге в 2009 году будут урезаны. Несмотря на это, у комитета по транспорту планов громадье. Запланированы: новый конкурс среди перевозчиков на право обслуживать городские маршруты с 2011 года, введение зонального режима проезда в метро и системы электронных билетов. Об этом и многом другом в рамках круглого стола, организованного «Фонтанкой», рассказал глава комитета Александр Кадыров.
Перевозчики готовятся к конкурсу
Одним из важнейших событий в транспортной сфере Петербурга в этом году должен стать конкурс на право осуществления пассажирских перевозок с 2011 года. Так считают в комитете по транспорту. По словам Александра Кадырова, готовится «идеальный конкурс», результаты которого решат многие городские проблемы. Во-первых, требуется, по словам Кадырова, свести до минимума нехватку автобусов на маршрутах (сейчас в городе не хватает порядка 2-2,5 тысячи автобусов). Для этого планируется задействовать не только городские компании, но и коллег из Москвы и даже иностранцев. Во-вторых, привлекать к перевозкам собираются хорошо оснащенные компании: выиграть смогут те, чьи автобусы оборудованы системами GPS или «Глонасс», а также видеокамерами, следящими за дорогой.
Конкурс состоится в конце 2009 года. А 2010-й будет дан перевозчикам-победителям на то, чтобы доказать соответствие высоким требованиям разработанных в комитете правил. Эти требования, по словам Кадырова, в большинстве своем направлены на безопасность пассажиров.
Кроме того, согласно правилам, в конкурсе будут участвовать только частные компании-перевозчики. Им отдадут 70% городского рынка. Но крупных лотов из большого количества маршрутов им отдавать не будут.
Самих лотов будет гораздо больше, но маршрутов в каждом будет не больше 10. Кстати, технику победители конкурса смогут закупить после выигрыша. Таким образом, не будет обиженных перевозчиков, которые перед тендером закупают новый парк, а потом остаются не у дел и вынуждены распродавать автобусы. При этом, по словам Кадырова, на сегодня, чтобы закрыть потребность города в подвижном составе, нужно потратить 70-80 миллионов долларов.
Выделенные полосы получили лобби
По признанию Александра Кадырова, сейчас он активно продвигает идею создания выделенных полос на основных магистралях города. Опыт, поставленный на Невском проспекте, он счел весьма удачным. Хотя и не без изъянов. Беспокоит главу комитета нерадивость петербургских водителей, которые так и норовят перестроится в полосу для автобусов или остановиться на ней, хотя бы даже на «аварийке».
«Было бы неплохо выделить специальное подразделение ДПС, чтобы пресекать подобные нарушения. В Москве такие подразделения есть, и их работа крайне эффективна», - отметил Кадыров.
Кстати, поделился главный транспортник города и своими планами по развитию выделенных полос. По мнению Кадырова, «выделенку» на Невском нужно увязывать с полосой общественного транспорта на Лиговском проспекте, а ее, в свою очередь, можно было бы продолжить такой же полосой на Московском проспекте. «Вообще, было бы идеально создать закольцованную линию выделенной полосы уже в 2010 году. Это реально, и это работает», - отметил Александр Кадыров.
Транспортный план-перехват
Чиновники от транспорта собираются активно «пиарить» общественный транспорт, на котором, при хорошем развитии выделенных полос, будет и удобнее, и быстрее добираться до работы. А чтобы горожанам было где оставить свои машины, пересев на автобусы, трамваи и метро, запланировано строительство 40 перехватывающих парковок. Пока в городе действуют только два таких паркинга.
На 2009 год, по словам Кадырова, запланировано обустройство трех парковочных перехватывающих зон. Основная сложность при строительстве таких объектов – нехватка свободной земли. Паркинги должны сооружаться в шаговой доступности от станций метрополитена, а это не всегда возможно. «Бывает, что вся территория у метрополитена сплошь застроена домами, кроме того, понятно, что на площади, которую требует парковка, выгоднее построить 20-этажный дом или офисный центр», - комментирует ситуацию Кадыров.
Именно поэтому комитет сейчас задумывается над развитием многоэтажных паркингов. В прошлом году правительство города выделило достаточно участков под строительство таких объектов. Но в комитете уверены, что останавливаться рано. «Мы рассматриваем возможности строительства автоматизированных парковок. Они занимают мало места и очень удобны», - считает Кадыров.
Когда и как закроют центр?
Возможно, над проблемой «где оставить машину» в недалеком будущем придется задуматься всем, кто работает в центре города. Как подтвердил Кадыров, власти не отказываются от перспективы ограничения движения личного автотранспорта в историческом центре Петербурга. Правда, просят автолюбителей не паниковать: центр не будет полностью перекрыт — ограничение коснется нескольких улиц.
По информации Кадырова, возможен вариант с введением платы за парковочное место в центре в дневные часы. «Здесь возникает вопрос вандализма. Каждое парковочное место должно быть оборудовано автоматизированным устройством для оплаты. Но в нашем городе их придется постоянно менять и ремонтировать», - комментирует Кадыров. Также обсуждается вариант введения платы за въезд. По мнению Кадырова, она должна быть незначительной.
Электронный кошелек уже близко
В комитете разрабатывают еще один перспективный проект. По словам Александра Кадырова, город хочет европеизировать систему расчета за проезд. Для этого требуется создать сеть пунктов продаж электронных проездных в автоматах и киосках. Для строительства одной остановки требуется 5-7 тысяч долларов, а павильон стоит гораздо дороже. Таких денег у города в разгар кризиса нет.
«Сейчас мы ведем переговоры с частным инвестором, - признался Кадыров. - Возможно, это будут объединенная торговля и электронными билетами, и печатной продукцией».
Воплотить проект в жизнь можно будет только после многочисленных согласований. Прежде всего, дизайн павильонов, которые сейчас рисует известный художник Михаил Шемякин, будет утвержден в КГА, главным художником города. Сколько будет стоить исполнение этой программы, пока в комитете не подсчитали, но точно известно, что делать это будут исключительно за частные деньги.
Метро ждет ребрендинг
Разительные перемены вскоре произойдут и под землей. Метро в Петербурге может стать разделенным на зоны. Это хотят сделать для того, чтобы горожане смогли экономить на поездках и не платили втридорога за проезд, скажем, одной станции. Также в метро собираются продавать проездные билеты и на другие виды общественного транспорта.
По словам главы комитета по транспорту, решение о введении такой системы практически принято, но потребуется время, чтобы ее внедрить. Нужно будет ввести соответствующее техническое оснащение и иначе оформить схему метро, чтобы горожанам было удобнее ориентироваться в новых «зонах». При этом пока не решено, как лучше это сделать технически. По словам Кадырова, руководство метрополитена именно из-за технических сложностей эту идею не лоббирует. «Метрополитен – объект стратегический, там много оговорок по установке того или иного оборудования. Его внедрение не может сказываться на требованиях безопасности подземки», - объяснил Кадыров.
Кстати, уже появилась информация о готовящемся масштабном ребрендинге метрополитена. Однако конкретной информации пока не сообщают. Кадыров эти слухи не опроверг, но и завесу тайны пока рассеивать отказался.
Разметка в Петербурге не лежит
На вопрос о дорожной разметке, одной из наиболее конфликтных тем в транспортной сфере, Александр Кадыров ответил определенно: погодные условия и шины с шипами не дают разметке держаться долго. Кроме того, уверил председатель комитета по транспорту, трафик движения в городе настолько плотный, что краска с проезжей части исчезает буквально на глазах.
«Глобальная идея может быть в том, чтобы запретить шипованную резину. Заставить всех перейти на обычные зимние шины», - отметил Кадыров. Правда, сразу добавил, что вина за стертую разметку не только на автомобилистах. «Машины, убирающие улицы, тоже сильно портят краску железными щетками. Их лучше заменить на пластиковые», - считает глава комитета.
А чтобы не было, по словам Кадырова, досадных ситуаций, когда ГУ ДОДД наносит разметку, а потом через месяц всю улицу закрывают на ремонт, нужно ввести Дирекцию в ордер ГАТИ, подписывающийся перед каждым ремонтом.
Маша Могилевская,
«Фонтанка.ру»