Отдых в Москве стал дешевле, чем в Петербурге. По данным Российского союза туриндустрии, увидев реалии кризиса отрасли, столичные гостиницы снизили свои цены в среднем на 40%, тогда как их коллеги из города на Неве - лишь на 20%.
«На мировом туристическом рынке начинаются "ценовые войны"», - считает вице-президент Российского союза туриндустрии Сергей Корнеев. Петербург пока эту войну проигрывает. Весь мир сокращает цены, мы – повышаем, говорят специалисты. По их мнению, сегодня для нас имеет смысл проведение четко нацеленных маркетинговых акций. Например, выставлять на рынок продукт по привлекательной цене, при высоком качестве и с какими-то изюминками в программе
Сергей Корнеев говорит, что петербургский туристический бизнес активно вырабатывает антикризисную политику. В течение последних месяцев представители союза проводили переговоры с культурными учреждениями и гостиницами города. Положительных результатов добиться удалось: за зиму в гостиницах цены снижены в целом на 20%, музеи также пошли на встречу туроператорам и согласились понизить стоимость посещения. Наряду с ГМЗ «Петергоф», музеем истории города, Исаакиевским собором дешевле для некоторых иностранцев может стать и Эрмитаж. Этот музей разработал бонусную программу: для иностранных туристов стоимость входной платы останется на уровне прошлого года – 350 рублей. Туроператоры, которые привели в музей более 10 000 туристов, смогут проводить своих клиентов за 320 рублей.
Заметим, что хотя решение о моратории на цены музейщики приняли, они не испытывают по этому поводу большой радости. Так, на прошедшем на этой неделе в Петербурге президиуме Союза музеев России руководители культурных учреждений жаловались на информационную атаку, которую организовали туристические фирмы. Например, директор Эрмитажа Михаил Пиотровский заметил, что сохранение столь низких цен в музеях России уменьшает зарплату сотрудников и приводит к закрытию интересных проектов. Директора культурных учреждений отметили, что в связи с ростом курса евро в России цены на входные билеты сейчас ниже, чем в Европе.
В Москве ситуация несколько иная. Там культурные учреждения не спешат делать выводы и снижать цены. Особняком стоят музеи Кремля, которые вырвались по стоимости вперед планеты всей. Заплатить за удовольствие лицезреть их красоты иностранцам теперь придется 700 рублей, что в два раза превышает уровень прежней цены. Зато московские гостиницы молниеносно отреагировали на кризис. Как говорят столичные туроператоры, в сентябре 2008 года спрос на отели в Москве упал на 8%, в декабре того же года – уже на 40%. Почти сразу игроки рынка отреагировали и стали снижать цены, к февралю 2009 года уже порядка 80% столичных гостиниц приняли решение о падении тарифов и перезаключении договоров. Результат политики мобильных цен не заставил себя ждать – большинство отелей белокаменной сейчас не испытывают особых трудностей. В итоге получается, что поездки в столицу России туристам обходятся дешевле, чем в Петербург. Правда, в Северной Венеции специалисты РСТ подобному повороту событий находят оправдание, говоря, что гостиниц в городе на Неве больше, соответственно и конкуренция выше.
Прогнозы на летний высокий сезон 2009 года для петербургской туриндустрии не радужны. Туроператоры, в зависимости от специализации, наблюдают падение спроса от 20 до 40%. «В круизном сегменте рынка резко сократились США – на 40%, продажи туров итальянцам, французам и немцам остаются на уровне прошлого года. Серьезные опасения вызывает навигация 2010 года, потому как договоры заключаются пока вяло», - считает генеральный директор компании «ВодоходЪ Санкт-Петербург» Олег Зеленков.
«Анализируя ход договорной компании с турфирмами, а также переговоры и встречи с ними судоходных компаний, можно сказать о снижении количества иностранных туристов на 30–35%, - говорит президент Ассоциации владельцев пассажирских судов Петербурга Евгений Зубарев. – Определяющее значение для дальнейшего развития экскурсионно-прогулочной деятельности на акваториях Северной столицы имеет сохранение уровня ставок арендной платы за спуски городских набережных».
Генеральный директор компании «Мир» Валерий Фридман рисует более удручающие перспективы: «Объемы продаж туров снизились на 20–30%. На весенние каникулы россиян будет меньше на 40%. По круизам мы отмечаем снижение на 20%, по наземным группам – на 60%. Это связано с высокой ценой».
«Мы наблюдаем сокращение количества групп на 30–40% по сравнению с 2008 годом, - говорит заместитель директора компании «Тройка Райзен» Наталья Сущевская. – Основные проблемы – это нестабильность цен и затянутая договорная компания с музеями».
«Спрос упал на 25–30%, - констатирует генеральный директор компании «Ника» Леонид Флит. – Основные проблемы – это высокая цена, визовые формальности и дорогой перелет. Сегодня из Берлина в Лондон можно долететь за 30 евро на низкобюджетных авиалиниях и без визы. А к нам и визу делать надо (30–100 евро) и перелет стоит порядка 200 евро!».
Маша Цыганкова,
«Фонтанка.ру»