Одним из самых харизматичных экспонатов выставки "Мир Автомобиля 2009" стал вездеход "Викинг", построенный по спецзаказу. Суть проекта заключалась в том, чтобы построить не узкоспециализированный вездеход, а автомобиль повышенной проходимости. "Вау-фактор" оригинальной амфибии проверял корреспондент "Водителя Петербурга".
В уже далеком 2000 году компания "Атон-Импульс" разработала и запустила в серию амфибии "Викинг". Однако финансовое положение банка-спонсора ухудшилось, поэтому построено было всего несколько машин. Тестовый вездеход был собран в 2004 году под номером семь. Цена на тот момент была около 3 миллионов рублей. При постройке были использованы детали от многих отечественных автомобилей, но по сути "Викинг" - это "Нива"-переросток. Карбюраторный двигатель объемом 1,7 литра через десяточную коробку передач и специально разработанные бортовые редукторы вращает 1,3-метровые колеса низкого давления.
Постоянные поломки беспокоят испытателя, но радости все равно больше - ярко-желтый громила привлекает пристальное внимание как на выставках, так и на дорогах. А качество бортовых редукторов, единственных уникальных деталей, поражает: после покупки машина приехала из Москвы в Петербург своим ходом, и уже по приезду обнаружилось полное отсутствие масла в деталях - его просто забыли залить на заводе. Пришлось заменить все четыре редуктора, и по сей день они не беспокоят владельца. К сожалению, этого не скажешь о других деталях: манометры пневмосистем работают лишь частично, поэтому давление колес измеряют визуально - 3 складки на шине означают давление около 0,2 кг, а ровное колесо - 0,7 кг. Зато запчасти к отечественным агрегатам можно купить где угодно. Несмотря на некоторые сложности в эксплуатации водитель обожает "Викинга", и поездить на этой машине - большая радость.
Если же посмотреть непредвзято, то единственная деталь автомобиля, сделанная по-настоящему красиво, - это кузов из стеклопластика. Несмотря на то, что боковые двери взяты от "восьмерки", а задняя - от "Соболя", выглядит "Викинг" очень органично: большому кузову - большие колеса. При разработке прототипов была заявлена масса около 1300 кг, однако в процессе доработок автомобиль "потолстел" почти в два раза - снаряженная масса составляет 2400 кг. Однако это не помешало ему прекрасно плавать и даже получить сертификат малотоннажного судна, так что регистрация у "Викинга" двойная - в ГИБДД и ГИМС.
Виной такого увеличения массы являются усиленный кузов и появление "лодки". Последняя доработка стала необходима, так как потяжелевший кузов без нее не мог держаться на плаву. Из-за того, что ширину колесных дисков пришлось увеличить, увеличился радиус поворота, поэтому на узкой лесной дорожке в районе Сертолово "Викингу" пришлось несладко: иногда повороты проходили за 3-5 приемов. Кстати, расход этого мастодонта составляет всего около 18 литров на 100 км. Конечно, это примерные данные, однако два бака по 40 литров еще никогда не тратили полностью.
К слову сказать, по проселкам, лесным дорогам и колеям амфибия идет просто великолепно: огромные колеса и полностью независимая пневмоподвеска сглаживают все неровности - даже лежащее поперек дерево лишь качнуло кузов. Ах, если бы все машины ездили так мягко... На джипе ползти за "Викингом" было очень тяжело - я боялся утопить в лужах маленький Jimny, а по колее на "дорожных" покрышках проезжал кое-где лишь с разгону.
Мне удалось проехать за рулем этого монстра по асфальту. Первое, что пугает, - это габариты: до выхода из категории B не хватает всего 1-2 сантиметра. За рулем жарко - сказывается устаревшая конструкция печки - и шумно. На максимальной скорости в 73 км/ч разговаривать в салоне почти невозможно. На прототипах звуки от двигателя и трансмиссии уходили вниз под машину, однако на серийных экземплярах эти узлы были закрыты герметичной лодкой, и единственным выходом для шума остался пол салона.
Но какие ощущения испытываешь за рулем! Сидишь выше всех, едешь в своем режиме - кому надо, тот объедет. И, конечно, поражает всеобщее внимание. Стоило выехать за ворота на шоссе, как тут же проезжающие водители начали мигать, бибикать и махать руками.
Рулевое управление сродни катеру: повернул руль - и лишь через секунду машина реагирует. Спасает лишь то, что окружающие шарахаются в разные стороны от желтого громилы и не мешают проезду. Переключать передачи нужно очень быстро, потому что наката почти нет, однако сделать это не всегда удается: четкость коробки передач ужасная, а пятая передача включается ударом наискосок - найти ее движением вправо-вверх почти невозможно. Изнутри скорость в 50-60 км/ч кажется просто космической, а асфальт - гладким. Но мечты о хороших дорогах остаются лишь мечтами, и мы отправляемся в лес - туда, где и должен обитать "Викинг". Потому что на проселке ему нет равных.
Песчаный карьер с резкими уклонами и огромными лужами - это идеальное место для вездехода. Боковые крены, которые машина способна преодолеть, заставляют взяться покрепче за ручки в салоне, иначе есть вероятность просто упасть с сиденья. А на заднем диване вообще держаться особо не за что, поэтому при резком спуске велика вероятность падения на двигатель. Его расположение в салоне очень удачно с точки зрения ремонтопригодности: открыл кожух и делай все, что нужно. Прямо над кожухом двигателя расположен большой люк - можно встать в полный рост и охотиться, а если открыть багажник (этим заведует ручка в салоне) и откинуть заднее сиденье, то можно рыбачить прямо из салона.
Из-за гладких шин въезд и выезд из воды должен быть ровным и пологим, иначе колеса не смогут зацепиться. При быстром входе в маленькое озерцо мы не только погнули номерную рамку, но и зачерпнули воду в "лодку". Виной тому решетка радиатора и отсутствие герметичного пола в "багажнике", который расположен спереди. На воде можно грести колесами (тогда скорость будет около 2-3 км/ч), однако лучше поступить по-другому - один тумблер снижает давление в задней пневмоподвеске и опускает задний бампер в воду, а второй запускает водомет. Так можно развить скорость до 7-10 км/ч.
После водных процедур мы выехали из карьера и оставновились на уклоне, чтобы стекла вся вода, которая попала в лодку. Раньше на "Викинге" был установлен водооткачивающий насос, но при очередном выплескивании масла и антифриза он "подавился" и перестал работать.
Однако при попытке тронуться вверх раздался удар, машина дернулась и встала. "Приехали",- подумали мы, вылезая из машины. Александр, водитель автомобиля, держал ногу на тормозе и соображал, что же мы могли сломать. Однако без детального осмотра разобраться не получилось. Так как сломалось что-то в трансмиссии, то на передачу автомобиль поставить было нельзя - не держит. Пришлось залезать на место водителя и давить на тормоз.
Через пять минут поисков был вынесен вердикт: что сломали - непонятно, будем вылезать на лебедке. Для начала зацепились за плиту, по которой "Викинг" вылезал на сушу. Дальше, размотав трос, зацепились за другую плиту, расположенную метрах в тридцати. Медленно, но верно амфибия поползла вверх. Более детальный осмотр выявил поломку - при резком старте в горку мы оторвали вал между редуктором и задним правым колесом. Попытки тронуться вперед заканчивались неудачей до тех пор, пока Александр не утопил педаль газа в пол - что-то щелкнуло, "Викинг" дернулся и поехал. Как оказалось, конструкторы поставили центральный самоблокирующийся дифференциал, что стало полной неожиданностью даже для испытателя.
На этом наш тест-драйв был закончен, и мы отправились обратно на стоянку, довольные и на грязных внедорожниках, которые привлекали внимание окружающих.
Подводя итоги тест-драйва, можно сказать, что задумка очень хороша, однако воплощение в металле и пластике, как обычно, некачественное. Сейчас автомобиль используется как выставочный шоу-кар, также на нем изредка катаются "для души". Как вездеход "Викинг" не получился - по болоту едет плохо, весит много и часто ломается. В скором времени, по всей вероятности, будет продолжен выпуск этих амфибий. Будем надеяться, что конструкторы смогут излечить "Викинга" от детских болезней, и тогда на автомобиль будет спрос.