Проект строительства завода Suzuki в промзоне Шушары официально заморозили. В Смольном говорят: до лучших времен, пока не кончится кризис. При этом уже готовы рассматривать возможность передачи зарезервированной площадки другому инвестору. Вернется ли Suzuki в Петербург, остается только гадать. Об остановке проекта строительства завода четвертого автогиганта накануне сообщила губернатор Петербурга Валентина Матвиенко в интервью РИА «Новости». При этом Матвиенко оговорилась, что ставить крест на идее создать это предприятие в Петербурге рано. «Suzuki хотели и хотят строить завод, - цитирует агентство. - Кризис пройдет, и инвесторы вернутся к этому проекту».
Сегодня в Смольном губернатор комментировать ситуацию вокруг завода не стала. За нее отчитывались подчиненные. Факт приостановки проекта подтвердил ответственный за инвестиции вице-губернатор Юрий Молчанов. «Проект строительства остановлен до окончания кризиса», - коротко отрезал чиновник. На вопрос, когда же, собственно, закончится кризис, он развел руками, а после добавил: «Надеемся, что скоро».
Председатель комитета по инвестициям и стратегическим проектам Максим Соколов дал более распространенный комментарий. По его словам, окончательно расторгать отношения с компанией Suzuki город не собирается. «Мы не получили от Suzuki уведомления о прекращении договора. Поэтому остаемся стратегическими партнерами. Когда ситуация на рынке изменится, мы вернемся к реализации проекта», - объяснил Соколов.
Председатель комитета также рассказал, что в Смольном относятся к ситуации с пониманием: «Экономическая картина такова, что многие автогиганты вынуждены урезать инвестиции, некоторые даже банкротятся».
При этом, по словам Соколова, площадка, выделенная властями под завод японского автопроизводителя, может быть передана другому инвестору. «Если территория в Шушарах будет невостребована фирмой Suzuki, то ее, возможно, предоставят другой заинтересованной компании», - отметил чиновник.
О проблемах у Suzuki в Петербурге стали говорить еще в середине прошлого года. Летом правительство города утвердило новую смету строительства завода. Объем инвестиций вырос на 1,2 миллиарда рублей и составил 4,2 миллиарда. Дополнительные вложения, как отмечалось, были необходимы на утилизацию 2 млн. куб. м. торфа, неожиданно обнаруженных на месте строительства завода в промзоне Шушары. Тогда эксперты впервые заговорили о возможном отказе компании от подорожавшего сотрудничества.
Однако в Смольном такой поворот событий тогда назвали «невероятным». Отмечалось только, что строительство может быть сдвинуто на год из-за возникших трудностей. В самой компании рассматривали даже вопрос об отмене инвестиций в Петербург. Как отмечал в конце прошлого года генеральный директор «Сузуки авто мфг рус» Седзи Сигэру, строительство завода в России, возможно, будет отложено или отменено. «Автопром особенно чувствителен к мировому кризису, и это заставляет нас менять планы», – отмечал он, отвечая на вопрос журналистов.
Как полагают эксперты, более серьезной проблемой, приведшей к краху проекта, стали не трудности с площадкой, а падение продаж новых Suzuki. По данным Ассоциации европейского бизнеса, продажи концерна в этом году рухнули ниже рынка: в первом квартале они упали на 60%, а в апреле - вообще на 71% (среднее падение по авторынку – 44%).
Напомним, что соглашение о строительстве завода Suzuki Motor Corp было подписано в 2007 году в рамках XI Международного экономического форума. Изначально планировалось, что завод будет введен в эксплуатацию в 2010 году. Его проектная мощность составляла 25 тысяч автомобилей в год, с годами планировалось довести ее до 50 тысяч автомобилей. Компания планировала выпускать на заводе в Петербурге внедорожник Grand Vitara.
Маша Могилевская,
«Фонтанка.ру»