Для того, чтобы увидеть, что «Горьковская» ремонтируется, совсем не нужно спускаться под землю. Работы ведутся уже на поверхности — разбирается сам вестибюль станции метро. Происходящее заставляет усомниться в том, что станция увидит пассажиров в 2009 году, как это обещается. Горькую правду о «Горьковской» искала «Фонтанка».
История ремонта «Горьковской» уходит своими корнями в 2004 год. Именно тогда специалисты при очередном обследовании конструкций наклонного хода пришли к выводу, что его дальнейшая эксплуатация просто опасна. Тем не менее, закрывать станцию на ремонт не спешили, а стали искать инвестора, который бы согласился профинансировать работы. А в качестве компенсации получить пятно под застройку в особо лакомой зоне – 3 минутах ходьбы от Петропавловской крепости. Вскоре инвестор отыскался, вот только найти общий язык с Градсоветом и общественностью не смог. Проект 5-этажного торгово-развлекательного комплекса вызвал бурю негодования у жителей и был убран в стол. Тем временем тянуть с реставрацией наклонного хода уже было попросту опасно. В расчёте на благополучное разрешение ситуации его уже переносили с 2007 на 2008 год, ограничившись капитальным ремонтом эскалатора с 22 октября по 27 декабря 2007 года. Даже в 2008 году ремонт откладывали несколько раз и окончательно закрыли станцию лишь 11 октября.
Первые дни обернулись для Петроградской стороны почти концом света. Люди теряли сознание в давках на входе в метро «Петроградская» и часами стояли в пробках в наземном транспорте к «Площади Ленина». Работы по капитальному ремонту сооружений метрополитена уже не в первый раз достались не СМУ «Метростроя», а частной компании «Метро-контракт», которая, несмотря на название, имеет мало общего с ГУП «Петербургский метрополитен». Впрочем, таких контор, как, например, «Метро-люкс» (занимается уборкой производственных помещений и платформ) развелось вокруг петербургской подземки в последние годы очень много.
В конкурсной документации, которая до сих пор размещена на сайте ПМ, расписано, что именно должен выполнить подрядчик. В частности: должны были быть демонтированы старые зонты (отделка свода наклонного хода), капитально отремонтировано помещение эскалаторного машинного зала, произведён капитальный ремонт полов вестибюля станции, восстановлена система водонепроницаемости наклонного хода и капитально отремонтирована облицовка эскалаторного зала вестибюля. В наклонном ходе должны смонтировать новую полимерную отделку свода. Всего в рамках ремонта вестибюля планировали уложиться в 116 млн. рублей.
В марте на суд Градсовета был представлен новый проект вестибюля, уже без инвестиционной составляющей. Градсоветом был одобрен проект «летающей тарелки», но только в виде рабочего эскиза, который необходимо доработать и избавить от гламура. К этому моменту уже было выполнено порядка 65 процентов работ по капитальному ремонту, и глава метрополитена Владимир Гарюгин заявил о возможном открытии станции в августе, сразу оговорившись, что новый вестибюль к этому сроку не будет построен точно. Его строительство предполагалось вести уже после открытия станции, поскольку он должен был быть надстроен над существующим вестибюлем. Казалось, ничто не предвещало сенсаций.
К концу мая успели выполнить большую часть ремонтных работ. Также был произведён капитальный ремонт эскалаторов. Однако в конце мая в вестибюле внезапно остановились все работы, а на полированный гранит готового пола эскалаторного зала уложили брезент и брус, а затем засыпали всё метровым слоем песка – так началась подготовка к сносу вестибюля.
Первоначально снаружи работы походили на демонтаж козырька. Напомним, что ровно 10 лет назад в июне 1999 года подобный козырёк унёс семь жизней, а ещё двенадцать человек были ранены. Похожие конструкции есть ещё на 12 станциях, в том числе на «Горьковской», «Парке Победы», «Василеостровской» и «Фрунзенской», где они находятся в крайне неудовлетворительном состоянии. После трагедии на «Сенной площади» все они были подпёрты металлическими опорами. Вслед за козырьком начался демонтаж гидроизоляции купола, который также даже не намекал на снос. Сомнения в том, что вестибюль сносят, рассеялись 11 июня, когда появился кран большой грузоподъёмности, а купол начали пилить. К вечеру был демонтирован первый сегмент, и вестибюль стал похож на праздничный торт с вырезанным куском. К концу затяжных выходных было демонтировано уже около трети купола.
На его конструкции хочется остановиться подробнее. Станция была возведена в годы «холодной войны», когда каждый объект метрополитена имел ещё и стратегическое значение. Купол над станцией представляет собой монолитный железобетонный свод толщиной около метра. Теоретически он должен выдержать несколько прямых попаданий снарядов или авиабомб. Вестибюль был снабжен специальными гидрозатворами, которые наглухо изолировали его от окружающей среды.
Операций по демонтажу подобных конструкций в метрополитене ещё не производилось. Для разрезания столь толстого слоя бетона, как утверждают знающие люди, понадобился специальный инструмент. В куполе сверлится несколько отверстий с помощью кольцевых алмазных сверел, а затем плита распиливается с помощью канатной алмазной пилы. Для неё не страшна даже арматура, находящаяся в монолите. Скорость работ также достаточно высока, а все работы производятся фирмой «Альтаир», специализирующейся на задачах особой сложности.
Один из животрепещущих вопросов – за чей счёт весь этот банкет? Ведь в конкурсе на производство работ, который выиграл «Метро-контракт», не было сметы на демонтаж вестибюля. Спроектировать новый с марта месяца вряд ли успели, но ведь подо что-то работы по демонтажу ведутся? В среде рабочих, которые трудятся на «Горьковской», бытует мнение, что работают вообще без какого-либо проекта, принимая решения «по ходу процесса».
Даже если существует готовый проект реконструкции вестибюля, то возвести его всего за 6 месяцев достаточно сложно. О том, что целесообразно перенести открытие станции на конец года, заявил в начале июня в эфире петербургской радиостанции руководитель метрополитена Владимир Гарюгин. Перед рабочими поставлен срок «Декабрь 2009», но они, правда, не воспринимают его всерьез. При этом 16 июня на пресс-показе разборки дома в Кирпичном переулке (где должен быть построен вестибюль «Адмиралтейской») главный инженер метрополитена Дмитрий Кунец уверенно заявил, что переноса сроков открытия «Горьковской» не планируется, то есть пассажиры должны увидеть обновленную станцию в августе. Ведущиеся на поверхности работы он объяснил так: происходит разборка аварийного козырька, а также купола станции в связи с тем, что демонтировать козырек отдельно от купола невозможно.
На строительство вестибюля неминуемо потребуются значительные бюджетные средства. И это в кризисный год, когда бюджет всех комитетов Смольного был существенно сокращён. Даже если город сможет найти деньги, следует провести конкурс на строительство нового вестибюля, а это большие временные затраты. Полтора-два месяца на все точно мало.
Руководство метрополитена неоднократно заявляло, что в «летающей тарелке» не будет никакой торговли, а лишь производственные помещения - например, планируется увеличить число касс с трёх до шести. Зачем столько касс даже в разгар туристического сезона - не совсем понятно. Схожую проблему на «Василеостровской» (где пассажиропоток значительно выше) решили простой пристройкой касс с окнами на улицу.
Ещё одной причиной увеличения вестибюля на представлении Градсовету проектов была названа необходимость расширения входных дверей. Однако какой смысл расширять проходы, когда пропускная способность наклонного хода так и останется прежней – три эскалатора. А в случае ремонта всё равно будут закрывать часть вестибюльных дверей, чтобы пострадавшие в давке были не в метро перед турникетами, а на улице. Зато в просторном вестибюле легко разместится вторая линейка турникетов – на выход, которую необходимо установить в рамках подготовки введения зональной системы оплаты проезда. И это в новом проекте было хорошо отображено.
Во всей истории пострадавшей стороной оказываются пассажиры, которым предлагается потерпеть «чуть больше» в давках на «Петроградской» и выходя из дома на 15-20 минут раньше и возвращаясь на полчаса позже. Ведь это для них стараются, вкладывая миллионы рублей в сомнительное мероприятие.
Владимир Федоров
Андрей Веревкин
«Фонтанка.ру»