Городской суд Петербурга приступил к рассмотрению громкого дела о попытке угона пассажирского самолета со 163 пассажирами на борту, которая была предпринята Яшаром Паша-оглы Рашидовым, называющим себя светским лидером Турции и продолжателем дела Кемаля Ататюрка. Во время расследования он был признан экспертами невменяемым, и теперь суду предстоит разрешить вопрос о направлении его на принудительное психиатрическое лечение.
В этом сухопаром 53-летнем мужчине небольшого росточка, сидящем на скамье подсудимых, нет ничего от литературно-киношных злодеев. Он одет в бордовый свитер и вельветовые брюки. Его лицо украшает бородка-эспаньолка и усы, а очки, дужки которых скреплены на затылке веревочкой, придают ему профессорский вид. Трудно поверить, что именно он был причиной волнений российских спецслужб и спасателей осенью 2008 года.
Сейчас картина тех тревожных событий восстановлена до мелочей. Вечером 16 журналистам стало известно о попытке угона самолета турецких авиалиний, который вылетел из Антальи в Петербург. На его борту находились 163 пассажира и 8 членов экипажа. Рашидов, в общем-то, не собирался лететь в Петербург, ему необходимо было попасть в Москву. К несчастью, билетов в столицу России не было, и он купил билет до Северной столицы, рассчитывая проделать остальное путешествие на поезде. По словам самого Рашидова, в Москве он планировал встретиться с представителями известного издательство «Эксмо» и договориться с ними об издании во всем мире своих стихов. А, кроме этого, Яшар Паша-оглы очень хотел попасть в российское представительство «Книги рекордов Гинесса», поскольку в турецком его достижения отказались зарегистрировать.
Перед тем как отправиться в аэропорт, Рашидов распечатал свое письмо-требование на русском языке. Но уже в самолете он понял свою ошибку: полет обслуживал турецкий экипаж. Тогда поэт попросил у своих соседей бумагу и ручку и, изложив свои требования по-турецки, передал их через стюардессу командиру экипажа. Рашидов сообщал, что в лайнере находится взрывное устройство и его сообщники, которые готовы взорвать «адскую машинку», если пилот не сменит курс на Страсбург. А там «террористы» сдадутся французским властям.
Несмотря на суровые требования и угрозы, обстановка в салоне была спокойной: никто из пассажиров не догадывался, кто сидит рядом с ними и какие страсти кипят. Впрочем, по словам самого Рашидова, немного позже он сообщил командиру через стюардессу о том, что в первой записке написана неправда. А выпив три бокала виски, предложенные стюардессой, лжеугонщик развеселился и спел ей и пассажирам гимн Турции собственного сочинения. Внимание Рашидова всячески отвлекалось, пока самолет не приземлился в «Пулково». После этого оперативники УФСБ задержали «шутника», а специалисты-взрывотехники осмотрели самолет, но никаких взрывных устройств или следов взрывчатых веществ не обнаружили.
По факту попытки угона Северо-Западное следственное управление на транспорте возбудило уголовное дело и предъявило обвинение Рашидову. При проведении расследования была назначена судебно-медицинская экспертиза, которая подтвердила предположения о неадекватности обвиняемого. На основании экспертизы следствие признало Рашидова невменяемым и вынесло постановление о применении к нему принудительных мер медицинского характера. Для разрешения этого вопроса дело передали в городской суд Петербурга.
Процесс, можно отметить, проходит «с огоньком». Подсудимый не дает скучать участникам заседаний. На предварительных слушаниях, к примеру, пока судья горсуда Татьяна Герасименко в совещательной комнате выносила постановление, мужчина развлекал всех своими песнями и стихами.
53-летний Яшар Паша-оглы Рашидов, заявляющий о своем подданстве двум странам – России и Турции, фигура колоритная. Он родился в Фергане и поэтому называет себя советским человеком. Закончил филологический факультет Чимкентского педагогического института, пишет стихи и считает себя одним из 9 величайших поэтов в мировой литературе, превзошедшим Ронсара, Хаяма и Петрарку. Он называет себя лидером радикально-кемалистской партии Турции и заявляет о том, что написал «идеологию турок на 1000 лет вперед». Он обижен на нынешнее правительство Турции, утверждая, что его закрыли «в консервную банку» - якобы запретили заниматься политикой. И даже, по его словам, угрожали убийством. Он называет себя светским лидером Турции и продолжателем дела Кемаля Ататюрка. Он объявил себя создателем новой религии и открыл в интернете собственный сайт, где предлагал неофитам, желающим стать его адептами, перечислить 100 долларов на его счет.
На сегодняшнем заседании, где судья Татьяна Герасименко начала рассмотрение дела по существу, Рашидов остался верен себе. Свою речь после прокурорского выступления он начал со стихов, которые были посвящены судье Герасименко. «Я жаждал изменить этот мир, но мне пробиться никак не давали, я был то турком, то русским всегда, но без ислама и православия». После этого он перешел к прозе. Выяснилось, что в Страсбург «угонщик» хотел попасть, по-видимому, потому, что обращался в Европейский суд по правам человека с требованием запретить распространение Талмуда, Библии, Торы и Корана. Рашидов был удивлен тем непониманием, с которым ему пришлось столкнуться. «Мою оригинальную неформальность приняли за неадекватность», - утверждает подсудимый и удивляется, от чего его, здорового человека, будут лечить в закрытом психиатрическом стационаре? «От светлых мыслей?!» - бурно жестикулируя, патетически восклицает мужчина.
Однако, невзирая на несколько клоунский стиль выступлений, Яшар Паша-оглы Рашидов довольно уверенно рассуждает на тему права. Он просил суд переквалифицировать ему обвинение - на покушение на заведомо ложное сообщение об акте терроризма. Свое ходатайство он объясняет отсутствием умысла на угон судна и тем, что экипаж знал о ложности сообщения. «Я и в Страсбург не собирался – это была шутка», - продолжает он и просит суд назначить ему амбулаторное лечение. Впрочем, Рашидов, кажется, будет удовлетворен любым решением суда, о чем он и заявляет: «Я на все согласен».
Алексей Михайлов,
«Фонтанка.ру»