Утилизация старого автомобиля может стать довольно выгодным мероприятием. Министерство природных ресурсов предлагает выплачивать автовладельцам по 50 тысяч рублей, если они согласятся отправить свою обветшавшую четырёхколёсную собственность под пресс. Автолюбители предложение чиновников одобряют, а вот бизнес относится скептически. Представители компаний-утилизаторов говорят о том, что у государства просто не хватит денег. А дилеры иностранных автопроизводителей называют документ очередным лоббированием интересов ВАЗа.
Законопроект был подготовлен по распоряжению премьер-министра Владимира Путина, которое он дал сразу нескольким министерствам 30 марта нынешнего года. Документ подготовили в Минприроды.
Сдай машину, получи ваучер
Помимо выплат автовладельцам, проект предполагает упрощенный порядок признания автомобиля потерявшим потребительские свойства и уведомительный принцип снятия его с учета. Кроме того, вводятся специальные требования к утилизации автотранспортных средств, исключающие нанесение ущерба окружающей среде, об этом пишет dp.ru. Оплата, согласно законопроекту, будет производиться не «живыми» деньгами, а в виде сертификата, который дилеры будут принимать в зачёт при покупке нового автомобиля российского производства.
Представители ассоциаций и клубов, объединяющих автовладельцев Петербурга, оценили инициативу как своевременную и полезную. По словам Дениса Шубина, президента «Автоклуба 24», если документ обретёт статус закона, то он однозначно поможет решить проблему множества старых автомобилей, представляющих из себя, скорее, груду металла, захламляющего улицы и дворы Петербурга. Правда, для этого необходимо досконально прописать процедуру получения зачета при покупке новой машины.
«Пока совершенно не ясно, кто конкретно будет платить дилерам и в какой срок. Боюсь, как бы не получилось так, что в салоны побегут люди с бумажками, а дилеры в результате останутся без денег, что на корню убьёт благое начинание. Кроме того, хотелось бы максимально дебюрократизировать процесс снятия машины с учёта», - говорит он.
Александр Холодов, председатель «Комитета по защите прав автомобилистов», указывает на то, что затея Минприроды может оказаться чересчур дорогостоящей для государства. «Не сомневаюсь, что возле утилизирующих автомобили компаний выстроится очередь из владельцев старых и вполне ещё эксплуатируемых "Жигулей", которые они сейчас даже не надеются продать дороже, чем за несколько сотен долларов. Вот только не уверен, что чиновники представляют, сколько таких машин сегодня в стране», - подчёркивает он.
Добавим, что, по данным МВД, в стране зарегистрировано около 38 млн. единиц автотранспорта, из них почти половина старше 10 лет.
Фактор лени
Создатели законопроекта указывают на то, что их творение не только избавит страну от автохлама и улучшит тем самым окружающую среду, но и поможет восстановить спрос на новые автомобили. В качестве примера приводится Германия, где этот механизм позволил в мае нынешнего года увеличить продажи новых автомобилей на 40%, несмотря на продолжающийся кризис. Правда, там покупателям новых машин компенсируют сразу 2,5 тысячи евро.
Помимо Германии, такие же премии предусмотрены в Японии, где в среднем она составляет 1300 долларов. Во Франции и Италии она может достигать 5 тысяч евро, в Австрии и Словакии — 2 тысяч.
Кстати, именно в этих странах в мае зарегистрирован рост продаж, хотя и не такой интенсивный как в Германии (во Франции - на 11,8%, Словакии - на 26,4%, Австрии - на 4,8%).
Однако говорить о том, что размер премии за утилизацию авто всегда влияет на потребительский спрос на новые машины, не приходится. Например, в Италии, несмотря на солидные премиальные (до 3 тысяч евро), продажи в мае упали на 9% по сравнению с аналогичным периодом прошедшего года. А в Испании зафиксирован спад аж в 40%.
Впрочем, специалисты подчёркивают, что в Европе просто не принято ездить на автомобилях старше 5-7 лет, а утилизировать старый автомобиль считается обязательным.
«У нас нет подобной культуры. В России ездят на одной машине и по 30 лет, а утилизируют их единицы. А что касается повышения спроса на автомобили, то он, возможно, и будет повышен таким образом. Но не на Ford или Toyota, а на продукцию того же ВАЗа. Потому что сертификат на 50 тысяч будет стимулировать спрос в ценовой категории 150 — 350 тысяч рублей. Для более дорогих машин плюс-минус 50 тысяч большой роли не играют», - считает Константин Воронов, директор по развитию ЗАО «Аларм-Моторс».
Сегодня в Петербурге гниет на улицах или в гаражах порядка 50 тысяч автомобилей, не способных самостоятельно передвигаться. Однако утилизируется не больше 5% из них. В основном это старые «Жигули» и «Москвичи». При этом если ещё 10 лет назад за отправку своего автомобиля в металлолом можно было бы получить компенсацию от компании-утилизатора, то сегодня это можно сделать, в лучшем случае, бесплатно.
«Раньше можно было снимать какие-то уцелевшие детали и продавать их на авторынках. Сегодня они никому не нужны, так что мы просто отправляем машину на металлолом. В неделю утилизируем от 10 до 20 автомобилей», - рассказывает Максим Королёв, исполнительный директор компании «Автомик». Проблема усугубляется тем, что программа очистки улиц от автохлама за счёт городского бюджета работает, по словам Максима Королёва, всего в 3 районах из 18.
«Теоретически участковый должен находить такие автомобили, сообщать в районную администрацию, а та передавать заказ на его уборку частным компаниям, с которыми заключён соответствующий договор, - объясняет он. - Однако мы несколько раз пытались поучаствовать в этом процессе, но постоянно натыкались на отказы. Сами же автовладельцы не спешат отдавать свои старые авто на утилизацию, я считаю, по причине банальной лени. Ведь нужно сначала дойти до ГАИ и взять справку об утилизации, которую затем требуется заверить у нотариуса».
Павел Гинёв,
«Фонтанка.ру»