Заседание Совета по культурному наследию 18 июня проходило в режиме «пресса высказалась - отвечаем». В плановом порядке обсудили участь трамвайного парка на Васильевском острове, от которого инвестор предложил оставить три «полусарая». Выступления на тему судьбы Кронштадтского собора, надстройки над Кунсткамерой и застройки территории фабрики «Красное знамя» состоялись по материалам публикацийв СМИ.
Заседание Совета по культурному наследию 18 июня проходило в режиме «пресса высказалась - отвечаем». В плановом порядке обсудили участь трамвайного парка на Васильевском острове, от которого инвестор предложил оставить три «полусарая». Выступления на тему судьбы Кронштадтского собора, надстройки над Кунсткамерой и застройки территории фабрики «Красное знамя» состоялись по материалам публикаций в СМИ.
Судьбу трамвайного парка на Среднем проспекте решили на международном уровне. Межправительственное соглашение между Россией и Венгрией о создании в Петербурге современного центра кино- и телепроизводства было подписано в декабре 2007 года. Инвестор, компании «ТриГранит», получил для этой цели территорию на Среднем, 85, где расположены старейший в городе трамвайный парк и единственный в своем роде Музей трамвая.
Концепция застройки уже разработана, но комплекс зданий бывшего транспортного предприятия в 1991 году был поставлен на учет как «вновь выявленный объект культурного наследия». Результаты проведенной ООО «Арс» историко-культурной экспертизы представила Елена Лущеко. Эксперты, тщательно изучив объект, пришли к выводу, что сохранить можно только половинки трех зданий, а все остальное - снести. Хотя Музей, конечно, оставить желательно.
Напомним, комплекс трамвайного депо, построенного в 1903-1905 годах, составляют три здания-ангара, каждое из которых, в свою очередь, состоит из двух частей, «полусараев». По мнению авторов экспертизы, по одной половинке у каждого здания можно снести. Не представляют, как гласят выводы экспертизы, никакой ценности и два административно-бытовых здания постройки 1913-1915 годов. «Это - типовые постройки, точно такие же продублированы на Московском проспекте, поэтому ничего уникального в них нет», - объяснила Лущеко, чем и возмутила заместителя председателя Совета Бориса Кирикова.
«Послушайте, Чесменская церковь продублирована в Тверской области, а собор Святого Петра в Риме - в Западной Африке! - выступил он. - Это же не значит, что мы можем без всякого ущерба их снести». С точки зрения Кирикова, намеченные к сносу здания ценны прежде всего тем, что они - «образец чистой неоклассики». «Это самое удачное звено на Среднем проспекте! А Вы предлагаете их снести, причем даже не выяснив, что в них находилось! А там, между прочим, размещались жилые квартиры, там проживали семьи директора Трамвайной станции и инженерных служащих. Эти дома ценны не только с архитектурной, но и с исторической точки зрения!» - возмущался историк архитектуры.
Историко-культурную тему развил и депутат ЗакСа Алексей Ковалев. «Мне хотелось бы знать, проводилась ли оценка комплекса трамвайного парка с точки зрения истории техники?» - поинтересовался он. «Это станция имеет первостепенное значение для истории нашего города, отсюда пошли первые трамваи. Мне хотелось бы знать, привлекали ли к экспертизе специалистов по истории техники и какое мнение они высказали?» - спросил депутат.
Впрочем, достаточно быстро выяснилось, что задание на экспертизу даже не предполагает оценки значимости объекта с историко-культурной точки зрения. Исследованию подлежали только историко-архитектурная и градостроительная составляющие. Ковалев, заявив, что оценка проведена не в полном объеме, тут же потребовал дополнительного обследования - с привлечением соответствующих специалистов. «И, кстати, парк находится в зоне регулируемой застройки, и по закону "О режимах зон охраны" снос зданий здесь допустим только в случае их необратимой аварийности», - не преминул заметить депутат.
Ковалева поддержал и председатель петербургского отделения ВООПИиК Александр Марголис, сообщивший, что Музей трамвая существует с 1967 года - почти полвека и «давно уже вошел в культурную ткань нашего города». Идея дополнительной экспертизы была одобрена.
Вызвала сомнения и концепция под кодовым названием «Телефабрика», разработанная Михаилом Мамошиным. Архитектор объяснил, что центром будущего квартала станет здание комплекса по производству кино- и телепродукции, вокруг разместятся отели и бизнес-центры. При этом предусмотрена площадь, бульвары и «общественные пространства». Из чтения документации выяснилось, что будущий телецентр займет всего 7 000 квадратных метров из 256 000, отведенных под застройку, а, к примеру, под бизнес-центры планируют выделить 56 000 квадратных метров. «Вы знаете, подобное соотношение названия и фактов вызывает сомнения в искренности инвестора», - задумчиво произнес Александр Марголис, долго добивавшийся объяснения значения слова «телефабрика».
Директор ГМЗ «Царское Село» Ольга Таратынова усомнилась в том, что старые здания, которые предписано сохранить, выдержат надстройки над ними. «Фундаменты не перенесут, ангары начнут разрушаться. В итоге, придется все сносить и строить новодел», - мрачно предсказала она. К ее мнению присоединился и Кириков, посоветовавший не смешивать исторические здания с новостроем, а разделить территорию на зоны памятников и современного строительства.
По единогласному решению членов Совета, заказчику было рекомендовано провести дополнительные экспертизы и пересмотреть концепцию застройки. «Вы все правильно говорите, я абсолютно с Вами согласен! - прокомментировал присутствовавший на Совете президент НПА «Тетраполис» Владимир Ходырев. - Только делайте все это быстрее, а то и этот инвестор уйдет!»
Напомним, трамвайный парк на Среднем проспекте давно не дает покоя инвесторам. Его несколько раз предполагали снести «до основанья» или хотя бы частично, чтобы построить там жилье, а когда инвестиционная мода сменилась - бизнес-центры. Привлекал он и деятелей культуры - в зданиях трамвайного депо намеревался развернуть свои экспозиции музей нон-конформистского искусства, были какие-то виды на использование территории и у Министерства культуры. Однако по разным причинам все планы так и оставались планами. Как заметила председатель КГИОП Вера Дементьева, «инвесторы предлагали свои варианты развития, которые мы никак не могли согласовать, а у Министерства культуры были хорошие инициативы, но все они ушли в песок из-за недостатка средств».
Остальные вопросы на Совете обсуждали «в ответ на публикацию». В некоторых случаях газетные статьи даже зачитывались вслух - для всеобщего ознакомления. В ответ на «сообщения в СМИ» собравшимся рассказали о ситуации в Морском соборе в Кронштадте - в здании разошлись старые трещины и добавились новые, в катастрофическом состоянии находится купол - разрушается барабан, треснули лестничные марши, выполняющие роль контрфорсов. Сейчас, как уверяют в КГИОП, процесс удалось приостановить, но ситуация «очень тяжелая».
В ответ на публикации в СМИ о появившейся надстройке над зданием Кунсткамеры обсудили проект реконструкции чердачных помещений этого музея. По общему мнению, Совету продемонстрировали «удачный вариант приспособления памятника». Единственное замечание вызвал «нарушенный ряд слуховых окон» - вместо трех маленьких на крыше появилось пять больших.
Ситуация с застройкой территории фабрики «Красное знамя» в очередной раз оказалась неразрешимой. Напомним, зданию силовой подстанции присвоен статус памятника регионального значения и сносу он не подлежит, а вопрос об аварийности остальных построек все еще не решен. Ростислав Петров, представитель рабочей группы, созданной для обследования комплекса построек, пояснил, что он не может сделать какое-либо заключение. «Нам предоставили отчет о техническом состоянии зданий, но только один том. А все цифры находятся во втором, который нам добыть не удалось - его нигде нет», - обезоруживающе заявил эксперт.
После долгих попыток разобраться в полудетективной истории с бесследным исчезновением второго тома отчета - причем всех его экземпляров, выяснилось, что один такой раритет имеется в собственности у Игоря Бурдинского, собственника этой земли. Бизнесмен милостиво согласился привести его «ближе к окончанию заседания Совета». «Надо решать быстрее, - заявила Вера Дементьева. - Пресса постоянно пишет, что мы затягиваем решение этого вопроса - ждем, когда памятник разрушится сам по себе». По всей видимости, судьбу «Красного знамени» определят на следующем заседании Совета.
Как заверила корреспондента «Фонтанки» Оксана Лексаченко, PR-менеджер Игоря Дурбинского, недостающие документы будут переданы Совету по культурному наследию уже сегодня. «Мы сами не заинтересованы в том, чтобы вся эта история тянулась, - пояснила она. - Пока не будет решен вопрос со зданиями, ни к каким работам приступать нельзя». Однако пояснить, что будет на территории бывшего предприятия, Лексаченко не смогла. По ее словам, «ядром» застройки станет культурный центр, а назначение всех остальных зданий пока неясно. «Планировали и бизнес-центр, и жилье, но вмешался кризис», - пояснила она.
Елена Алексеева,
«Фонтанка.ру»