Остров Котлин в ближайшие пять лет ожидают масштабные стройки и существенное увеличение территории. Вслед за проектом создания Военно-морской академии, финансирование которого осуществляет банк ВТБ, объявлено о новом амбициозном переезде. На этот раз в Кронштадт собираются переместить «Адмиралтейские верфи», правда, пока не всё предприятие, а лишь ту часть, которая строит суда гражданского назначения. Инвестором выступит Внешэкономбанк. Сходство обоих проектов заключается не только в масштабности, но и в том, что для их осуществления придётся намывать в Финском заливе десятки гектар земли
Планы вывода с городской территории промышленных предприятий, о которых уже давно говорят в Смольном, начинают приобретать реальные очертания. Пока речь идёт лишь об «Адмиралтейских верфях», - предприятие, входящее в «Объединённую судостроительную корпорацию» (ОСК), занимает сразу 65 га в центре Петербурга.
Ранее генеральный директор «Адмиралтейских» верфей Вадим Александров уже заявлял о планах модернизации судостроительного завода, что позволит оставить в Петербурге лишь компактную верфь и сократить занимаемую территорию до 15 га. Однако дело не сдвигалось с мёртвой точки из-за отсутствия удобной площадки для переноса мощностей. Теперь место нашлось. «Гражданское судостроение мы планируем перенести в Кронштадт, там будет построен крытый сборочный док, а для этого придётся намывать территорию. Проектирование мы уже начали, и через полгода проект будет готов. Правда, для этого необходимо согласие администрации Петербурга. Мы надеемся, что оно будет дано в течение двух месяцев», - заявил руководитель департамента перспективного развития ОСК Валерий Венков, добавив, что производство судов военного назначения останется на старой территории.
Стоимость проекта в ОСК оценили в миллиард долларов. Деньги уже готов выделить ВЭБ, однако Венков не исключил, что со-инвестором может стать корейская Samsung Heavy Industries. Окончание стройки планируется в 2014 году.
Для «Адмиралтейских верфей» обещают построить совершенно новые цеха, практически не используя уже имеющиеся мощности Кронштадского морского завода, который был признан банкротом в августе 2008 года. «Он осенью должен влиться в ОСК, но будет продолжать работать самостоятельно. Единственное, что для «Адмиралтейских верфей» будет использоваться - принадлежащая заводу железнодорожная ветка до Бронки», - пояснил Валерий Венков.
Руководство ОСК не исключает, что в обозримом будущем на острове Котлин сконцентрируются все судостроительные предприятия Петербурга.
«С исторической точки зрения это было бы правильно», - считает вице-президент ОСК Сергей Форафонов.
Впрочем, «Балтийский завод» и «Северная верфь» в госкорпорацию не входят. Контролирующая их «Объединённая промышленная корпорация» (ОПК) планировала соединить два предприятия в одно, а на месте «Балтийского завода» построить жилые кварталы, однако весной нынешнего года проект отложила из-за недостатка средств.
Добавим, что к 2013 году должен быть реализован проект создания в Кронштадте элитного учебно-научного центра военно-морского флота стоимостью более 100 млрд. рублей. В новом элитном учебном заведении будут обучаться более 13 тысяч курсантов Минобороны, при этом население Кронштадта удвоится. Учебный центр ВМФ займёт территорию в 700 га, часть из них будет намыта, а площадь острова таким образом увеличится на треть.
Павел Гинёв,
«Фонтанка.ру»