Обвал рынка наружной рекламы под влиянием кризиса привёл к серьёзному переделу сфер влияния в отрасли. Из трёх ведущих игроков сейчас осталось только два. Рекламное агентство «Талер» разорвало отношения со своим единственным стратегическим партнёром — компанией «Петербургская транспортная компания», так что теперь размещать рекламу ей просто негде. Руководство агентства утверждает, что с рынка не уйдёт, но пока вынуждено судиться.
С осени 2008 по июнь 2009 года рынок рекламы на общественном транспорте упал, по разным оценкам, на 15-20%, но главные действующие лица остались те же: компания «062-реклама» контролирует чуть более половины отрасли (51%), «Первая медиа компания» - 34%, «Талер» до последнего времени имел долю в 10% рынка. По утверждению президента «Талера» Михаила Пационко, в июне «062-реклама» и «Талер» подписали договор о совместной деятельности по продаже рекламы на бортах автобусов и маршруток. Решение, по словам бизнесмена, во многом вынужденное. «В кризис конкурировать друг с другом смысла нет. Поэтому мы решили предпринимать совместные усилия по загрузке транспортного рынка», - заявил он «Фонтанке». Новый пул будет контролировать более 4,5 тысяч «бортов», на долю «Первой медиа компании» приходится около 3200.
Объединению предшествовал односторонний разрыв «Талером» соглашения со стратегическим партнёром — ООО «Петербургская транспортная компания» («дочка» ЗАО «ПТК»). «Договор был заключён в декабре прошлого года и подразумевал льготный период (до июня), в течение которого «ПТК» продавала рекламные площади со скидкой 50%. Мы основывались на оптимистических прогнозах конца прошлого года, которые предрекали выход из кризиса уже к лету. Но наши ожидания не оправдались, а платить в нынешних условиях в два раза больше мы себе позволить не можем. Поэтому мы разорвали договор», - рассказывает Михаил Пационко.
Впрочем, в ЗАО «ПТК» информацию главы «Талера» полностью опровергают, утверждая, что агентство вскоре может вообще уйти с рынка транзитной рекламы. «По моим сведениям, дальше переговоров у «Талера» с «062-реклама» дело не зашло. Что касается нашего договора, то он был заключён ещё в апреле 2007 года, но в связи с кризисом мы действительно предоставляли агентству льготный период с декабря прошлого года по июнь нынешнего. Однако именно с декабря они перестали платить вовсе, а в июне прислали письмо о расторжении договора», - рассказал «Фонтанке» первый заместитель генерального директора ЗАО «ПТК» Леонид Чурилов.
Он также добавил, что к бывшему партнёру у «ПТК» накопилось множество финансовых претензий, в общей сложности более чем на 8,5 миллионов рублей. О взыскании этой суммы и был подан иск в Арбитражный суд Петербурга. «У компании «Талер» образовалась задолженность перед нашей «дочкой» в размере 5,5 миллионов рублей. Ещё 3 миллиона — это штрафные санкции за досрочный разрыв договора — это прописано в нём самом. Плюс мы настаиваем на демонтаже рекламных конструкций с наших автобусов за счёт бывшего контрагента», - подчеркнул Леонид Чурилов.
В свою очередь представители рекламного агентства утверждают, что «ПТК» не исполняли прописанные в договоре маршруты автобусов, на которых была размещена реклама. По словам президента «Талера», этим фактом были очень недовольны рекламодатели. «Например, мы потеряли выгодного клиента — автодилерскую компанию RRT. Они хотели размещать рекламу на маршрутах, которые работают в непосредственной близости от их дилерского центра. А они ходили в совершенно другом районе: в том, где расположен другой центр, торгующий теми же марками автомобилей. Получается, что RRT рекламировала конкурентов», - подчёркивает он.
PR-директор компании RRT Павел Симонов причины разрыва договора с «Талером» прокомментировать не смог.
Теперь ООО «ПТК», имеющее около 700 «бортов», решило продавать на них рекламу без посредников. Для Петербурга решение уникальное — ни одна из 7 транспортных компаний, работающих в данный момент на петербургском рынке пассажирских перевозок, непрофильной деятельностью ранее не занималась. «В кризисных условиях это может быть удачным решением. Мы уже полтора года самостоятельно размещаем рекламу на задних бортах своих автобусов», - добавил Леонид Чурилов.
Впрочем, часть экспертов не уверена в коммерческом успехе начинания. Основанием для подобных сомнений является то, что полный цикл производства рекламы — это достаточно сложное и дорогостоящее дело, требующее необходимой инфраструктуры и квалифицированных специалистов.
Павел Гинёв, "Фонтанка.ру"
Поделиться