Можно ли в присутствии многочисленных свидетелей сбить на своей машине насмерть нескольких человек и остаться безнаказанным? Оказывается, да. Недавно следователь Следственного отдела СКП по Приморскому району приостановил именно такое уголовное дело. Он решил, что показания всех свидетелей - добросовестные... заблуждения.
Трагедия на Комендантском проспекте
Страшная авария произошла 8 июня 2006 года. Студентка университета имени Герцена Анна Словак была не просто очевидцем трагедии - она чудом выжила и потеряла любимого человека. Вот как описала эту историю Анна:
- 8 июня 2006 года я со своим молодым человеком Евгением Чвановым и с его приятелем Александром Шапошниковым переходили Комендантский проспект вне зоны пешеходного перехода. Мы остановились на разделительной полосе. Темная машина «Субару» двигалась на огромной скорости по проезжей части, лицом к которой мы стояли. Она выскочила справа из-за другой машины, ехавшей по той же проезжей части, резко повернула влево и сбила Александра и Евгения. Я стояла дальше от данной проезжей части, поэтому меня не зацепило. Ребят протащило метров 50, после чего «субару» врезалась в припаркованный возле поребрика самосвал «Татра». «Татру» от удара отбросило на поребрик, задний мост у самосвала снесло...
Молодые люди - спутники Анны погибли сразу. Им обоим было около 20 лет. Пассажир «субару», сотрудник ГИБДД Сергей Овчинников, погиб через несколько секунд от удара о «татру». Находившийся за рулем «субару» бывший начальник смены МРЭО Управления ГИБДД майор милиции Эдуард Константинов отделался травмами.
Добросовестно заблуждающиеся
Анна Словак все это рассказывала в 2006 году на этапе предварительного следствия. Но следователь тогда еще прокуратуры Приморского района Васильев расценил ее слова как добросовестное заблуждение.
Почему-то Васильеву вообще все, что могло бы указать на вину в той страшной аварии Эдуарда Константинова, казалось добросовестным заблуждением.
Например, охранники торгового центра «Миллер» заявили следователю, что несколько ранее они видели, как за руль «субару» садился сильно пьяный мужчина. Но оказалось, что охранники были допрошены спустя 3 месяца после ДТП (интересно, кстати, почему?), в связи с чем не смогли «точно указать источник своей осведомленности». Следователь предположил, что на самом деле они могли перепутать одну машину с другой, одного пьяного мужчину с другим и так далее. В общем - добросовестно заблуждались.
Двое друзей покойного сотрудника ГИБДД Сергея Овчинникова и его вдова Ольга заявляли на предварительном следствии о том, что незадолго до гибели Сергей им звонил и говорил, что Константинов сильно пьян, в связи с чем не может сесть за руль.
- Последний наш телефонный разговор с Сергеем состоялся за 15 минут до трагедии, - рассказывает Ольга. - Со слов мужа я поняла, что ему надо доставить знакомого по имени Эдик домой, поскольку тот был очень пьян. Я ожидала услышать что-то подобное, поскольку за пару минут до этого разговора, когда я позвонила Сергею, он не заметил, как нажал клавишу приема вызова. Я услышала чье-то пьяное мычание и голос супруга, который перед кем-то извинялся: «Извините, извините, проходим, извините…» Было ощущение, что он просто тащит на себе кого-то пьяного к выходу. Сергей мог бы спокойно сесть в свой автомобиль и поехать домой, но он никогда бы не оставил товарища в таком состоянии. Я думаю, что супруг хотел сесть за руль «субару», чтобы доставить Эдика без проблем домой. Но тот, очевидно, не позволил Сергею это сделать. Видимо, хотел продемонстрировать мощь своей новенькой машины. Своим легкомыслием Эдуард лишил жизни трех человек и причинил много боли их семьям. Мой муж погиб по его вине, но Константинов так и не был наказан. А с момента трагедии прошло уже три года.
По мнению следователя Васильева, показания всех троих «не могут быть приняты… во внимание», потому что экспертиза не обнаружила в крови Константинова этиловый спирт. Кто бы, как говорится, сомневался...
Ошиблись, по мнению следователя Васильева, и сотрудники ГИБДД, работавшие на месте происшествия. Они утверждали, что после удара «субару» с Константиновым за рулем припаркованный самосвал «Татра» (масса 10 тонн!) отлетел примерно на метр. Но следователь считает, что это только «их предположение, которое не подтверждается материалами… дела».
Создается впечатление, что, по мнению следователя Васильева, добросовестно не заблуждается в этой истории только сам майор милиции Эдуард Константинов.
«Очнулся - гипс»
По свидетельствам очевидцев, «субару» с Константиновым за рулем за несколько мгновений до ДТП мчался с огромной скоростью (еще раз вспомним «заблуждения» сотрудников ГИБДД насчет «улетевшей» на метр «татры»). Чтобы установить эту скорость, необходимо было проведение экспертизы.
Следователь следственного отдела по Приморскому району Николаев, которому затем попало возбуждённое по факту ДТП уголовное дело, констатировал: «...в настоящее время не существует утвержденных и апробированных методик для проведения указанного вида экспертиз по ДТП...»
Речь идет о достаточно сложном инженерно-техническом прочностном исследовании, с помощью которого возможно определение скорости «субару» в момент такой аварии. И следователь частично прав: в Петербурге такую экспертизу действительно не делают. Но ее делают в Башкирии, в Институте механики Уфимского научного центра РАН, и Ольга Овчинникова просила следователя Васильева назначить такую экспертизу. Почему-то ей в этом было отказано. Что, как нам кажется, неудивительно: уфимский эксперт Института механики Уфимского научного центра РАН Никонов по заказу Ольги все-таки провел исследование этого ДТП. Он пришел к выводу, что в момент удара о «татру» автомобиль «Субару» двигался со скоростью не менее 79 км/ч вместо положенных 60-ти.
Следователь Васильев имеет по этому поводу отдельную точку зрения. Ему намного больше нравится версия самого Эдуарда Константинова, утверждающего, что он был абсолютно трезв, ехал со скоростью 60 км/ч, слева от него двигался джип, из-за которого неожиданно выскочили люди. Несмотря на положенную скорость, Константинов не успел среагировать, сбил пешеходов, от чего сам потерял сознание и, соответственно, ничего, что было дальше, не помнит. В общем, очнулся - гипс.
«С технической точки зрения, - пишет следователь Васильев, - версия водителя Константинова Э. В. состоятельна...» И еще один перл: «...опровергнуть факт потери сознания Константиновым в момент столкновения тела (тел) пешеходов с автомобилем «Субару» не представляется возможным...»
Мария Стрижевская, Константин Шмелев
Материал читайте в газете «Ваш тайный советник» 13 июля 2009 г.