ООО "Твин СП", получившее от фильмофондов "Ленфильма" и Киностудии имени Горького лицензию на показ их картин, направило ряду телеканалов письма с просьбой снять с эфира "его" фильмы, в том числе "Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона", если права на них вещатели приобрели у Гостелерадиофонда. Телеканалы готовы отказаться от показа спорных картин.
Как пишет "Коммерсантъ", по словам заместителя гендиректора "Твин СП" Ники Шишко, ее компания с 1 января 2009 года отправляет по нескольку таких писем в месяц на федеральные и региональные телеканалы. "Очень часто мы обнаруживаем, что телеканалы заключают соглашения о приобретении прав на показ фильмов не с нами, а с другими организациями, в частности c ФГУ "Гостелерадиофонд", — поясняет она.
Представители Гостелерадиофонда и ВГТРК отказались от комментариев. Но гендиректор концерна "Мосфильм" Карен Шахназаров подтвердил, что некоторые телеканалы заключают договоры c Гостелерадиофондом. "Мы считаем, что права на телефильмы, которые создавались на "Мосфильме", принадлежат концерну. Но мы предлагали Гостелерадиофонду компромисс, однако они не пошли нам навстречу", — пояснил он.
Начальник отдела охраны авторского и смежных прав Росохранкультуры Георгий Сытенко говорит, что ведомству известно о проблеме Гостелерадиофонда и фильмофондов государственных киностудий. "По этому вопросу существуют разные точки зрения, и уже создана межведомственная комиссия, куда вошли представители Минкомсвязи, Минкультуры, Роспечати, Росохранкультуры и Гостелерадиофонда", — говорит он.
Адвокат ФГУП "Фильмофонд киностудии "Союзмультфильм" (к нему присоединяются фильмофонды еще пяти госстудий, в том числе "Ленфильма" и Киностудии имени Горького) Арнольд Татаринцев объяснил, что Гостелерадиофонд претендует на телефильмы, созданные в советское время по заказу Гостелерадио. По его оценкам, всего было произведено около 200-300 таких фильмов, среди них "Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона", "Собачье сердце", "Ирония судьбы", "Тени исчезают в полдень", "Безымянная звезда" и др. Коммерческий потенциал этих картин — около 2 млн долларов в год, говорит юрист. Права на их показ приобретают крупнейшие телеканалы, в том числе "Первый канал", "Россия", "Петербург — 5 канал".
По словам Шахназарова, концерн, к примеру, продает обычно права на один-два показа своих фильмов. Стоимость показа в зависимости от охвата вещания канала может составлять от 50 до 8-10 тысяч долларов.
Господин Татаринцев ссылается на статью 486 ГК РСФСР, которая закрепляла авторское право на фильм за организацией, создавшей его. "Впоследствии закон об авторском праве и 4-я часть ГК РФ сохранили авторские права юридических лиц",— отмечает он. Согласно указу президента РФ N389 от 4 апреля 2001 года "О реорганизации федеральных государственных киностудий" и нескольким распоряжениям Росимущества, все советские киностудии, за исключением "Мосфильма", были разделены на творческо-производственные предприятия и фильмофонды, которые теперь владеют правами на коллекции картин.
Впрочем, начальник юридического управления медиахолдинга "Ред медиа" Николай Гончаров отмечает, что в том же ГК РСФСР говорится также, что права на произведение принадлежат, по сути, его заказчику. "Мы приобретаем права показа только на те продукты, по которым все права очищены или были судебные решения. Другие известные фильмы, по которым нет еще ясности, как, например, "Ирония судьбы, или С легким паром", стараемся не приобретать, чтобы не получить судебный иск", — говорит он. Директор дирекции общественных связей "Первого канала" Лариса Крымова подтверждает, что канал работает с разными студиями, но только по фильмам и программам, чистота прав на которые не вызывает сомнений.