Россия отметила 80-летие Василия Шукшина. Телеэфир наполнили художественные и документальные фильмы, приуроченные к его юбилею, а "Первый канал" и вовсе объявил минувшую субботу Днем Шукшина. Очередная годовщина со дня смерти Владимира Высоцкого (также приходящаяся на 25-е число) отошла на второй план.
25 июля Россия отмечала юбилей Василия Шукшина. Знаменитому писателю, актеру и режиссеру исполнилось бы 80 лет. Телеэфир наполнили художественные и документальные фильмы, а «Первый канал» и вовсе объявил минувшую субботу Днем Шукшина. Очередная годовщина со дня смерти Владимира Высоцкого (также приходящаяся на 25-е число) отошла на второй план.
Есть определенный символизм в том, что день 25 июля связал именно эти имена – Шукшина и Высоцкого. Слишком многое их объединяет: эпоха, творческая проблематика, разносторонность таланта. А еще – воистину русская безбрежность души и неумение жить вполсилы. Игнорировать шукшинский юбилей и 29-ю годовщину смерти Высоцкого российское телевидение, понятное дело, не собиралось. Больно уж велик масштаб данных фигур. Да и формат «юбилейное ТВ» за последние годы полюбился нашим повелителям эфира. Однако в своем стремлении отдать дань памяти великим соотечественникам телепродюсеры явно переусердствовали. Скажем, на «Первом» фильмы и передачи, посвященные Василию Макаровичу, шли практически нон-стопом 10 часов – с единственным перерывом на очередную серию «мыльной оперы» о личной жизни доктора Селивановой.
Правда, сначала ТВ решило вспомнить Владимира Высоцкого. Очередную годовщину со дня смерти поэта оно отметило скромно, повторами старых программ. Например, «НТВ» показал документальный фильм «Жены Высоцкого», премьера которого состоялась ровно год назад. Примечателен данный проект исключительно тем, что закадровый текст в нем читает Никита Джигурда. Честное слово, только ради его восторженного рыка стоило обратить внимание на эту порцию энтэвэшных интриг-расследований, оказавшихся на деле пережевыванием давно известных фактов и сомнительных баек.
«Первый канал» посвятил Высоцкому весь пятничный вечер – здесь повторили телеверсию последней церемонии вручения ежегодной премии «Своя колея» (премьерный показ состоялся 25 января этого года). Следует отметить, что данная премия была утверждена по инициативе сына знаменитого барда Никиты Высоцкого еще в 1997 году. В 2007-ом церемонию ее вручения (к слову, превращенную из камерного мероприятия с почти домашней атмосферой в настоящее шоу) показал «Первый канал». Тогда же в прессе появились возмущенные возгласы критиков о том, что премию, мол, «огламурили и опопсили». Возможно, эти слова не так уж далеки от истины. По крайней мере, последняя «Колея» произвела довольно неоднозначное впечатление. С одной стороны – традиционно мощнейшее пение Александра Градского, исполнившего «Прерванный полет». С другой – выступления Гоши Куценко и Ивана Урганта (про Безрукова с Харатьяном уже молчу), которых заставил запеть то ли финансовый кризис, то ли просто безграничная вера в собственные таланты.
На том наше ТВ и закончило вспоминать Высоцкого. Была еще, правда, показанная по «Культуре» передача о моноспектакле «Владимир, или Прерванный полет», поставленном во Франции для Марины Влади, а также фильмы «Вертикаль» (на том же канале) и «Плохой хороший человек» (ленту Иосифа Хейфица показал «Пятый»). Однако в целом телевизионный уикенд прошел под знаком другого художника слова – Василия Шукшина. Особенно отличился «Первый канал», показавший 25-го числа сразу три документальные передачи о писателе и режиссере и три картины, к созданию которых он так или иначе был причастен: «Два Федора», «Ваш сын и брат» и «Печки-лавочки». Примечательно следующее: документальные проекты о Шукшине были расположены в сетке вещания «Первого» таким образом, что от фильма к фильму градус пафоса неуклонно возрастал.
Так, авторская программа Сергея Урсуляка «Василий Шукшин. Человек земли», произведенная еще пять лет назад и показанная в субботу первой, представляет собой абсолютно спокойный, взвешенный рассказ о жизни писателя. Никаких криков о бунтарстве Шукшина и спекуляций на теме его отношений с властями. Вместо этого – по-настоящему интересные воспоминания друзей и коллег (среди них - Сергей Никоненко, Марлен Хуциев, Леонид Куравлев), из которых, например, можно было узнать, что Шукшин – несмотря на свой образ простого и грубоватого мужика – никогда не позволял себе употреблять крепкие выражения на съемочной площадке.
Совсем иная картина рисовалась в документальном фильме Марии Кочетовой «Василий Шукшин. Позови меня в даль светлую», поставленном в 2006 году. Здесь все внимание авторов сосредоточено преимущественно на последних двадцати четырех часах жизни Василия Макаровича, скончавшегося 2 октября 1974 года на теплоходе «Дунай» во время съемок картины «Они сражались за Родину». Шукшин предстает перед нами изможденным, духовно и физически обессиленным выразителем народных чаяний с «болеющим и больным» сердцем. Рассказывая о трениях писателя с представителями власти (будь то начальники от культуры или больничная ведьма-вахтерша, увековеченная Шукшиным в рассказе «Кляуза»), авторы делают более чем прозрачные намеки. Не случайно, мол, появились слухи об убийстве Василия Макаровича – слишком уж многим мешал этот несгибаемый народный заступник.
Еще драматичнее оказался фильм «Мария Шукшина. Расскажите мне о моем отце», премьера которого состоялась в прайм-тайм субботнего дня. В самом начале программы Маша, облаченная в черное и глядящая с экрана фирменным трагическим взглядом в стиле передачи «Жди меня», произносит: «Мне близко все, что говорит папа... Мне хочется почувствовать его еще ближе. Очень хочется понять, что во мне есть от него – моего отца». Стилистика упомянутой телевизионной слезодавилки с Шукшиной и Квашой в роли ведущих эксплуатируется на протяжении всей документальной программы. Слушает ли Мария письма отца, зачитываемые Лидией Федосеевой-Шукшиной, беседует ли с друзьями Василия Макаровича, поднимается ли на донской холм, с которого снимались последние сцены с его участием – всякий раз камера выдает крупный план с полными скорби или влажными от слез глазами ведущей. Дочерние чувства Марии, конечно же, понятны. Непонятно другое: почему передача о сермяжном русском мужике должна представлять собой слезное мелодраматическое зрелище? Неужели авторы не почувствовали, что глянцево-сентиментальный формат «женский взгляд на Шукшина» стилистически не сочетается с сильной и бескомпромиссной натурой самого Василия Макаровича?
На подобную активность «Россия» ответила неубедительно, ограничившись показом «Калины красной». За «старшего брата» пришлось отдуваться информационному каналу «Вести». В субботу здесь демонстрировался документальный фильм Ирины Голубевой «Он сражался за Родину. Василий Шукшин». Тут уже не было никаких намеков, недоговоренностей и полутонов. Авторы рисовали эпический портрет: Шукшин как символ народной вольницы, Стенька Разин ХХ века, ненавидящий колхозы и не могущий простить большевикам убийство отца и истребление русского крестьянства. Правда, затем в фильме возникла психологически более тонкая интерпретация шукшинской натуры. В рассказах коллег и однокурсников по ВГИКу Василий Макарович изображался уже не былинным бунтарем-правдорубом, а по-мужицки хитроватым и упертым провинциалом, который слегка комплексовал из-за своей неотесанности, терялся среди московских стиляг-студентов и был одержим желанием завоевать столицу. Режиссер и актер Юрий Григорьев, учившийся вместе с Шукшиным, вспомнил, как на одной из вечеринок молодой и красивый Тарковский, одетый в модные джинсы, лихо отплясывал рок-н-ролл. Угрюмый Василий Макарович в это время сидел где-то в углу, смолил свою «Приму», а потом взял и заявил: «Я вас, ребята, всех обойду!».
Обошел ли режиссер Шукшин режиссера Тарковского – вопрос философский. Однако главную битву своей жизни – за простого человека, его сердце и доверие – он, вне всякого сомнения, выиграл.
Сергей Ильченко-мл., "Фонтанка.ру"