Жители Приморского района выступили против строительства сразу двух бассейнов – на территории Мартыновского сквера и рядом с Серафимовским кладбищем. На общественных слушаниях, состоявшихся в администрации района, оба проекта были забракованы как «неуместные», «кощунственные» и «ухудшающие качество жизни людей».
Бассейны в разных районах города будут построены в соответствии с постановлением правительства «Об утверждении схемы развития и размещения объектов физкультуры и года до 2015 с перспективой до 2025 года». В 2006 году была разработана адресно-инвестиционная программа, по которой в Петербурге должны будут появиться 20 новых бассейнов, доступных для широких кругов населения. Реализовать эти планы должно ООО «Бассейны».
Однако мест для размещения будущих спортивных объектов в городе не нашлось. Под застройку предоставили те участки, на которых размещение крытых спортивных объектов без трибун относится к условно-разрешенным видам использования. И теперь инвестор должен пройти через процедуру получения разрешения на отклонение от параметров, а для этого проект должен пройти районные общественные слушания. Честь быть первыми выпала жителям Приморского района.
На суд населения представили два проекта будущих бассейнов – один на территории Мартыновского сквера (на углу Мартыновской и Долгоозерной улиц), второй – на Школьной улице, около дома 37, в санитарно-защитной зоне железной дороги. В обоих случаях, как уверял Владимир Виксне, главный инженер ООО «Бассейны», население не пострадает, а только выиграет: сквер увеличится в площади на 2000 квадратных метров, а жители Школьной получат дополнительную защиту от железнодорожного шума.
Собравшимся продемонстрировали коллаж, склеенный из четырех фотографий – на картинке был изображен некий пустырь между жилыми домами. «Вот здесь будет построен бассейн, - объяснил Владимир Виксне. – Сами видите, что Мартыновский сквер мы не затрагиваем, а на территории будущей стройки никаких деревьев нет». Жители домов по Мартыновской возмутились и заявили, что это ложь – деревьев достаточно, а вот пустырь они видят впервые. «Тогда это – незаконные зеленые насаждения, это – самосад!» - не моргнув глазом, заявил докладчик. «Интересно, - отреагировали в зале. – Пятнадцать лет они были законные, находились на балансе у УСПХ, а теперь вдруг оказались самосадом!».
К беседе присоединились и представители районной комиссии о землепользованию. «Информация, которая представлена на фотографиях, действительности не соответствует, - заявила руководитель сектора экономического развития Приморского района Анна Егорова. – Я это подтверждаю». Под аплодисменты зала ее слова были внесены в протокол. Спорить с властями инвестор не рискнул и начал рассказывать о том, как будет хорошо Приморскому району после того, как в нем появится новый бассейн.
«Вы ничего не потеряете! – объяснял Виксне, старательно не поворачиваясь к залу, а адресуясь исключительно к районным властям. – Площадь бассейна 3600 квадратных метров, но мы рекультивируем существующую автостоянку, площадью 600 квадратных метров. И территория сквера увеличится на 2000 квадратных метров». «Что у Вас с математикой?» - поинтересовались из зала, но докладчик выпад проигнорировал и продолжил рассказ. Слушателям рассказали, что бассейн типовой, на 12 дорожек, в нем будут две малых чаши – для детей и для занятий аэробикой. Пропускная способность комплекса – 140 человек за смену, а работать он будет с 7 до 23 часов. Стоимость посещения – 115 рублей, и она не изменится. «Мы же строим для людей!» - с пафосом завершил выступление Виксне.
Люди, для которых бассейн собираются строить, оказались недоверчивыми. От докладчика потребовали назвать стоимость строительства. Выяснилось, то ответить на этот вопрос невозможно – из-за кризиса цены могут существенно измениться. «Но при этом Вы утверждаете, что стоимость посещения будет 115 рублей?» - не унимались в зале. «Да, - гордо заявил Виксне. – Цена не изменится». «Гарантией тому – мое выступление, зафиксированное в протоколе, - сообщил он, видимо, забыв о том, что в протоколе уже зафиксирован факт предоставления им «не соответствующей действительности информации».
У представителя ООО «Бассейны» попытались выяснить, на каком основании выбран под застройку именно этот участок. «Нам его предоставил город!» - гордо ответил Виксне. «А как фамилия того чиновника, который это сделал?» - продолжили допрос собравшиеся. Докладчик замялся. «Викторов», - хором просуфлировали ему сразу три члена комиссии. «Главный архитектор города, разрешение было выдано в 2006 году, - пришел на помощь ООО «Бассейны» замглавы администрации района Игорь Гудзенко. «А районная администрация к этому никакого отношения не имела», - поспешил он отвести возникшие у жителей района подозрения.
«Понятно, - заявили в зале. – Сколько Вам надо подписей собрать, чтобы стало понятно, что нам этот бассейн не нужен? Мы соберем». В ответ последовало гордое заявление инвестора, что думать надо не только о собственных интересах, а обо всем районе в целом. «Вот у вас в Приморском 370 тысяч человек, столько подписей и принесите! Тогда я поверю!» - ответил Владимир Виксне. Но несмотря на эти возвышенные заявления в протокол был внесен протест местных жителей против будущего бассейна. Проект признали «ухудшающим качество жизни».
Второй бассейн обсудили быстрее. «Слава кудесникам фотошопа!» - обрадовались в зале, увидев на фотографии вместо березовой аллеи, ведущей на Серафимовское кладбище, устрашающего вида пустырь. Администрация района по накатанной обошла острый вопрос. «Участок предоставлен КГА, подписал распоряжение Викторов», - скороговоркой пояснил Гудзенко.
Этот проект подвергся уничижительной критике. Кроме того, что для строительства бассейна должны быть вырублены деревья на аллее, входящей в комплекс Серафимовского мемориального кладбища («Пострадают всего 28 деревьев, а все остальное - это тополя», - пытался протестовать Виксне), вызвало нарекания и само будущее здание, и транспортная обстановка, которая сложится в районе поле реализации проекта.
Автомобили, как пояснил докладчик, посетители бассейна смогут парковать в зоне отчуждения железной дороги – там остается небольшой свободный участок. На вопрос, как на территории шириной 6 метров и длиной 12 смогут разместиться 40 машин, Виксне не ответил, но объяснил, что «с ОЖД все согласовано». «Ясно, сделали вывод в зале. – Значит, все автомобили будут стоять на Школьной, а она и так забита».
«Послушайте, - возмутился депутат муниципального округа «Черная речка». – Машины будут парковаться вопреки всем мерам безопасности. Бассейн втискивается в санитарно-защитную зону железной дороги – сейчас здесь посажены деревья, ограждающие жителей от негативного влияния поездов, но они будут вырублены. Рядом мемориальное кладбище – на него постоянно приезжают делегации, вдоль Школьной ставят автобусы. Транспортная обстановка и так сложная, зачем же ее ухудшать?».
«Ну, не лезет сюда этот бассейн, зачем же его надо втискивать как пробку в бутылку? – продолжил он. – В районе есть как минимум два участка, где можно реализовать этот проект – Дибуновская, 57-59, там был площадка ВНИИПЭта, которая сейчас не используется, и пустырь на пересечении Школьной и Липовой улиц. Насколько я знаю, на обе эти территории давно ищут инвестора – вот, пожалуйста». «Очень много пустырей на Полевой Сабировской, давно пустует кинотеатр «Юность» на Савушкина. Стройте на здоровье – никто возражать не будет», - добавили из зала. Однако инвестор выслушал эти предложения без энтузиазма, а районные власти – в гробовом молчании.
Узнать имя архитектора здания не удалось. В итоге проект строительства бассейна на Школьной был отклонен как «ухудшающий качество жизни жителей», а инвестору предложили подыскать альтернативное место для строительства.
Стоит отметить, что тема строительства спортивных сооружений по городской программе поднималась во время общественных обсуждений проекта Правил землепользования и застройки. Практически в каждом районе слушания завершались выступлением представителей ООО «Бассейны» о том, что если для их проектов не будет предусмотрено место, то они «не смогут выполнить поручение губернатора». Как следует из прошедших слушаний, пожелания инвестора были выполнены весьма своеобразно.
Кира Обухова, «Фонтанка.ру»