Нынешний год для Елены Образцовой стал воистину юбилейным: после недавних торжеств в Михайловском театре вчера в Большом зале филармонии открылся юбилейный Конкурс молодых оперных певцов Елены Образцовой. Юбилей довольно странный, если учесть, что нынешний конкурс официально называется седьмым. Прежде чем "набрать обороты" вокальное состязание проходило не каждый год, поэтому название – "Десять лет спустя" – оказалось столь же предсказуемым, сколь и неизбежным.
Идея концерта-открытия заключалась в том, чтобы показать, что же сегодня представляют собой участники (лауреаты и призёры) самого первого конкурса, чего они добились в профессиональном и творческом плане. Правда, на концерте не оказалось обладателя Гран-при первого конкурса баса Ильдара Абдразакова и завоевавшего вторую премию и специальный диплом тенора Даниила Штоды – тем не менее, идея сама по себе была просто прекрасной, если бы не некоторые обстоятельства.
Началось всё просто по Булгакову: когда за пульт вышел дирижёр, то "оркестр не заиграл, и даже не грянул, и даже не хватил, а именно, по омерзительному выражению кота, урезал какой-то невероятный, ни на что не похожий по развязности своей марш" (означенный в программке, как увертюра к опере Верди "Луиза Миллер"). Честно говоря, поначалу я даже погрешил на наш "Второй" филармонический оркестр: мол, повыдергали людей с дачи, вот они и играют в свойственной многим российским оркестрам манере: "не вместе, но зато фальшиво".
Однако стоило лишь взглянуть на Кристиана Делизо (никому не известного итальянского дирижёра), чтобы понять, в чём заключалась проблема: юный музыкант не только пребывал в перманентной нерешительности по поводу извечного вопроса "на два, на четыре или на три", но и откровенно "плавал" в материале. В антракте Елена Образцова сама призналась, что на репетиции "возникли огромные проблемы", а инсайдеры из оркестра сказали, что коллектив был уже на грани того, чтобы вообще отказаться от такого дирижёра.
Поэтому вступление к арии Иоанны из оперы Чайковского "Орлеанская дева" больше напоминало перекличку растерявшихся в лесу грибников, остроумно исполненную контрабасами и виолончелями. А рослую и корпулентную меццо-сопрано Ирину Макарову, несмотря на внушающий уважение послужной список, во-первых, было неважно слышно, а во-вторых – осталось впечатление, что она всё-таки сопрано. Так или иначе, но пела г-жа Макарова на уровне конкурсантки, но никак не солистки больших и малых театров. Исполненная ею ария Далилы ("Mon coeur s'ouvre a ta voix") лишь укрепило первое впечатление.
Зато украинка Екатерина Стращенко, обладательница красивого, хорошо "выстроенного" и объёмного сопрано, продемонстрировала публике в равной степени как вокальное мастерство, так и профессионализм. Арию Лауретты "O mio babbino caro" она всю пропела практически в лицо дирижеру, слегка дирижировала левой рукой и разве что только рукой дирижера-итальянца не водила.
Из "отряда" меццо-сопрано в концерте выбивался лишь бас Айк Мартиросян и две сопрано: Любовь Петрова и Майра Мухамед – девушка весьма экзотической внешности, ведущая солистка Казахского оперного театра в Алма-Ате, родившаяся и выросшая в Китае. Обе певицы показали превосходный профессиональный уровень. Если много выступающая в Метрополитен Опера Любовь Петрова обладает крепкой "американской" вокальной выучкой и поёт не только профессионально крепко, но и с неким даже музыкальным аристократизмом (она исполнила в концерте две арии Клеопатры из оперы Генделя "Юлий Цезарь в Египте"), то Майра Мухамед спела виртуознейшую каватину Семирамиды Россини и в конце так "хватанула" ноту "ми" третьей октавы, что зал просто онемел от неожиданности. В этом было что-то от искусства китайской оперы.
Айк Мартиросян в конце девяностых работал солистом московской "Новой оперы", затем в Большом, а в 1998 году уехал в Австрию, где в основном и работает. Для своего выступления он выбрал "коронку" многих басов - арию короля Филиппа из вердиевского "Дон Карлоса". Разумеется, он не знал, что под управлением Кристиана Делизо из оркестровой партии (в буквальном смысле!) музыка будет просто куда-то "вываливаться", исчезать кусками по два такта? Надо отдать должное Мартиросяну: дирижёра он "поймал", хоть это было крайне непросто.
А уже сегодня начались конкурсные прослушивания первого тура. В первом и втором турах конкурса соискатели исполняют арии и вокальные произведения итальянских, русских, французских и немецких композиторов XVI-XX веков. Третий тур в этом году необычен: участники конкурса будут исполнять не арии, как это было раньше, а оперные дуэты. Для этого дирекция конкурса подготовила для каждого заявленного конкурсантами произведения "соучастника" из числа солистов петербургских музыкальных театров. За дирижерским пультом 3-го тура и концерта лауреатов будет стоять известный итальянский дирижер Джулиано Карелла.
В этом году впервые проводилось предварительное прослушивание по аудиозаписям: Елена Образцова отслушала 165 присланных записей, причём все записи были под номерами – то есть, Образцова не знала имен заявителей. В результате она отобрала 103 певца, а подтвердили свое участие 90 вокалистов из тринадцати стран. В составе жюри конкурса этого года: Елена Образцова (Россия), Тереса Берганса (Испания), Тадайоши Гунди (Япония), Маквала Касрашвили (Россия), Илеана Котрубас (Румыния), Колоджеро Витторио Терранова (Италия), Пауло Эспер (Бразилия).
Первые два тура конкурса, как обычно, являются открытыми: то есть вход на них свободный и бесплатный. Это позволяет любителям вокального искусства на протяжении недели слушать огромный и разнообразный репертуар, исполненный молодыми певцами разных стран. В рамках каждого Конкурса Елены Образцовой проходят концерты, а в этом году концертов значительно больше. Можно сказать, что в рамках конкурса проводится маленький музыкальный фестиваль.
22 августа состоится концерт "Оперные раритеты". В его программе никогда ранее не исполнявшиеся или редко звучащие в России арии из опер Порпоры, Гайдна, Вивальди, Баха, Страделлы, Паизиелло, Беллини, Верди, Россини, Массне, Берлиоза, Понкьелли, Пуччини, Стравинского и Бриттена. Для осуществления этого концерта Дирекции конкурса пришлось искать и выписывать из Италии, Германии и США партитуры более половины заявленных в концерте произведений. Исполнение в концерте симфонии из оперы Хассе "Приют любви" будет первым с момента ее написания в конце 18 века. 25 августа состоится уникальный концерт "Семь победителей", программу которого представит публике Санкт-Петербурга главный редактор авторитетного миланского журнала "L’Opera" Сабино Леночи. В этом концерте примут участие победители семи самых престижных вокальных конкурсов, прошедших в Италии в 2007-2009 годах.
А 28 августа, после торжественного закрытия конкурса состоится концерт лауреатов, на котором в сопровождении оркестра под управлением Джулиано Кареллы они исполнят дуэты из опер. "Концерт-поздравление" 30 августа станет завершением программы конкурса: поздравить Елену Образцову с юбилеем приедут такие оперные знаменитости, как Петер Дворски, Эва Мартон, Бруно Пратико, Катя Риччарелли, Фьоренца Чедолинс, молодые певцы – Динара Алиева, Магда Мкртчян, Эндрю Гудвин. За дирижерским пультом – знаменитый тенор Джузеппе Саббатини. Программа концерта получилась настолько большой, что он пройдёт в трех отделениях. В конце, как обычно, заявлен музыкальный "сюрприз" для петербургской публики. А конкурсантов ждут Гран-при – 12 000 евро, а также по две первых, вторых и третьих премии, каждая из которых составляет семь, пять и три тысячи евро соответственно.
Кирилл Веселаго, "Фонтанка.ру"