"Объединенная судостроительная корпорация" взяла обязательства по долгам Кронштадтского морского завода. Общая сумма составляет 627 миллионов рублей. Теперь крупных коммерческих компаний в списках кредиторов КМОЛЗ не числится, однако остались долги перед уволенными рабочими.
"ОСК" приняла на себя долги завода перед ООО ТД "Иллан", ООО "Скальд", ООО "Тальер", ООО "Ника" и ОАО Компания "Музей". 18-го августа Арбитражный суд СПб и ЛО заменил всех этих кредиторов на "ОСК".
Как значится в определениях арбитражного суда о процессуальном правопреемстве "ОСК", право требовать долги Кронштадтского морского завода "Объединенная судостроительная корпорация" приобрела еще в апреле 2009 года. Однако в суд, который занимается процессом банкротства завода, с этими документами представили "ОСК" обратились только 5 июня.
"ОСК" приобрела требования ООО ТД "Иллан" на 200 миллионов рублей, ООО "Скальд" на 144,9 млн рублей, ОАО Компания "Музей" на 40 млн рублей, ООО "Тальер" на 145,9 млн рублей и ООО "Ника" на 96 млн рублей (общий долг завода оценивается в 900 млн рублей). По данным СМИ, большая часть этих компаний аффилирована с компанией "Музей" и бизнесменом Денисом Минкиным, которого президент новосозданного "ОСК" Владимир Пахомов обвинял едва ли не в рейдерском захвате "КМЗ". Среди кредиторов "КМЗ" помимо "ОСК" остаются только ГУП "Топливно-энергетический комплекс СПб" и Минобороны.
Решение выкупить долги завода может означать, что другие меры воздействия на кредиторов не сработали. Ведь когда завод в приказном порядке включили в "ОСК" (это было в 2008 году) и начали разбираться с тем, кто имеет право распоряжаться собственностью "КМЗ", глава Объединенной судостротельной корпорации Владимир Пахомов написал заместителю председателя правительства Игорю Сечину письмо о вскрывшейся ситуации. В этом письме, попавшем в распоряжение "Фонтанки", президент ОСК сообщал, что бизнесмен Денис Минкин якобы организовал захват и банкротство ФГУП "КМЗ".
В октябре 2008 года "Росимущество" подало в арбитражный суд Москвы четыре исковых заявления, касающихся оборонного ФГУПа "КМЗ", оспаривая договоры уступки прав требования, по которым "основную массу кредиторов ФГУП объединила компания "Музей". Судя по всему, ни письмо Сечину, ни московские суды не принесли должного результата, и Объединенной судостроительной корпорации пришлось выкупать долги. Впрочем, по некоторым данным, действия властей могли повлиять на сумму, которую пришлось выплатить за их приобретение — кредиторы уступили свои долги далеко не за 627 миллионов рублей. А вот рабочие завода, уволенные более года назад, так и не получили своей зарплаты.
По сокращению тогда было уволено около 700 человек, практически весь штат завода. Из тех, кто лишился работы, 40% составляют люди пенсионного возраста. Как сообщила "Фонтанке" лидер профсоюза "КМЗ" Светлана Михова, весь этот год рабочим не удается получить долги по зарплатам и выходные пособия, сумма которых доходит до 30 миллионов рублей. "Внешний управляющий недавно заявил нам, что деньги будут выплачены не в полном объеме. Когда их заплатят, неизвестно: "по мере поступления средств". Наши письма президенту и генеральному прокурору не дают никакого результата — их просто передают по инстанциям. Не говорят ничего в "ОСК" и о том, когда завод сможет снова начать работу. Очередной суд по банкротству намечен на 6 декабря, но если Кронштадтский морской завод в своем нынешнем состоянии войдет в зиму, то там все окончательно развалится. Возрождать будет уже нечего", - сказала Михова.
Напомним, что проблемы Кронштадтского морского завода начались в 2000 году. Тогда КМЗ получил крупный оборонный заказ, но выполнить его не смог: подвели недобросовестные поставщики. Сроки были сорваны, и завод погряз в долгах. Минобороны, в ведении которого находился завод, вытаскивать предприятие из долговой ямы не спешило. Тогда руководители решили справляться своими силами. Пять лет завод работал достаточно успешно, но сократить сумму долга не смог. В 2005 году, когда кредиторы окончательно "приперли" к стенке, решением арбитражного суда на предприятии был назначен временный управляющий. Специалист по антикризисному управлению Дмитрий Георгиевский придумал простой выход из положения. Был произведен перевод активов. Находившийся на грани банкротства ФГУП преобразовали в новое, не обремененное долгами ОАО. Предполагалось, что оно будет работать и получать заказы, постепенно компенсируя долги "материнского" ФГУПа. Но оптимистичные планы не сбылись.
Справка
ОАО «Объединённая судостроительная корпорация» (ОСК) — российский государственный судостроительный холдинг. Штаб-квартира компании расположена в Санкт-Петербурге. ОСК создана в соответствии с указом президента РФ, подписанным в марте 2007 года.В ОСК стягиваются только государственные судостроительные активы - ФГУПы после акционирования и госпакеты крупных частных судостроительных предприятий. 100 процентов акций новой компании будут находиться в федеральной собственности.
Она разделена на три субхолдинга по географическому принципу: «Западный центр судостроения» (Петербург), «Северный центр судостроения» (Северодвинск) и «Дальневосточный центр судостроения» (Владивосток).
Алексей Владимирский, "Фонтанка.ру"