Банки, сдающие в аренду сейфовые ячейки, много говорят о надежности, но никто не может гарантировать сохранность вложенного на все сто процентов - нападения на банковские учреждения редко, но все-таки происходят. Должен ли банк в этом случае нести ответственность за неприятности клиента - вопрос спорный. Не исключено, что инциденты, подобные произошедшему недавно с депозитарием на Гангутской, легализуют вторичный рынок жилья – многие сделки на нем до сих пор производятся наличкой через «ящик».
Ситуацию можно назвать патовой – банк должен гарантировать и сохранность, и, одновременно, конфиденциальность содержимого ячейки. А потому после ограбления невозможно точно определить, что было в хранилище. Вскрытый бандитами ящик мог быть пустым или же использоваться для купли-продажи квартиры и содержать несколько десятков, а то и сотен тысяч долларов. Как правило – вместе с расписками и т.д. В итоге покупатель жилья остается... у разбитой ячейки.
Не виноватые мы
Напомним, что вечером 23 августа было совершено нападение на депозитарий коммерческого банка «Холдинг-Кредит» на Гангутской улице. По разным версиям, в помещение вошли от двух до шести налетчиков в масках, которые, избив единственного охранника и сотрудницу банка, вскрыли от восьми до двух десятков ячеек. Бронированные двери в само хранилище оказались открыты и сняты с сигнализации.
По словам управляющей филиалом Людмилы Роц, сейчас оценивается размер ущерба и решается вопрос о компенсациях. Но сами клиенты говорят иное. «Начальник службы безопасности заявил, что ограбление – форс-мажорное обстоятельство, и банк не несет за это ответственности. Посоветовал написать заявление в милицию, которая будет искать злоумышленников. Зачем, спрашивается, было арендовать сейф? С большей надежностью можно было положить всю сумму в почтовый ящик на лестнице, в камеру хранения на вокзале или держать дома», – жалуется клиент, у которого в ячейке банка «Холдинг-Кредит» была заложена сумма на покупку недвижимости.
Несет ли банк ответственность за сохранность вложенного в ячейку? Опрошенные специалисты категоричны в своих ответах – однозначно, да. «Арендодатель отвечает за неприкосновенность хранилища, и если он его не обеспечил – это ненадлежащее выполнение обязательства, повлекшее убытки для другой стороны, – поясняет Николай Вильчур, директор международной консалтинговой компании «Вильчур и партнеры». – Ссылка на обстоятельства непреодолимой силы в данном случае неуместна, поскольку хищение, как уголовно наказуемое действие конкретных лиц, не является чрезвычайным и непреодолимым при данных условиях обстоятельством. Представляется, что меры безопасности, установленные арендодателем ячейки, были недостаточными для обеспечения надлежащего исполнения обязательств».
С ним солидарен Андрей Пименов, руководитель офиса «Городского Ипотечного Банка» в Санкт-Петербурге: «Сохранность содержимого и неприкосновенность сейфа вытекают из существа обязательства банка. Форс-мажорными не могут считаться обстоятельства, которые могли бы быть предотвращены при должной осмотрительности лица. Так, например, нельзя признать обстоятельством непреодолимой силы пожар: при должном обеспечении помещения средствами пожарной безопасности и пожаротушения его можно было избежать. Так же как и разбойного нападения на объект при обеспечении должной охраны. При этом неважно, сколько вы охранников задействуете и сколько это будет стоить», – отмечает банкир.
Не прячьте ваши денежки
Вот только получить справедливое возмещение ущерба пострадавшим вряд ли удастся – содержимое ячеек конфиденциально (в том числе в отношении самого банка) и никаких актов или описей хранимого и, соответственно, украденного нет и в целом быть не может. «Необходимо будет доказывать факт помещения в ячейку определенной суммы, что сделать практически нереально», – полагает Николай Вильчур.
А вот старший юрист юридической фирмы «S&K Вертикаль» Евгений Зверев считает это возможным: «Для доказывания убытков в данном случае будут иметь значение не только свидетельские показания, но и документы – соглашения о расчетах, акты о помещении денежных средств в сейф и т.д. Очень важно, что у сторон сделок, скорее всего, не будет причин противоречить друг другу в показаниях. А вопрос оценки всех указанных обстоятельств разрешается только судом. Сведения о прецедентах подобных споров в Санкт-Петербурге скудны и противоречивы».
Инцидент с нападением на «Холдинг-кредит» актуализирует проблемы легальности наличноденежных сделок с недвижимостью. Почему через ячейку? Зачем создавать себе трудности и рисковать всем? Юристы выдвигают версии: «Продавцы заинтересованы в сделках наличными, если они уклоняются от уплаты налога на доходы физических лиц. При этом, если недвижимость была в собственности более трех лет, налог платить не нужно – заявляется налоговый вычет на всю стоимость продажи. Покупатели же не всегда хотят отвечать на вопросы, касающиеся источника средств на приобретение недвижимости – и тоже проводят сделки через банковские ячейки. Естественно, что стороны в этом случае несут дополнительные риски», – считает Николай Вильчур.
«Если человек что-то хочет скрыть – нет ничего лучше сейфовой ячейки. И нет ничего более прозрачного, чем счет в банке, – говорит Наталия Сибгатулина, директор юридической фирмы «АСН». – Все знают, что зачастую сделки с недвижимостью проводятся по минимуму – до 1 миллиона рублей, а остаток сдается в ячейку и проводится только расписками. При этом страдает и продавец, и покупатель, но только в теории, если сделка будет оспорена. На деле здесь огромный провал в законодательстве, комментировать который бессмысленно».
«Излишне говорить, что расчеты «неучтенкой» - это зло, – отмечает Евгений Зверев. – Обязанность по оплате исполнена покупателем тогда, когда деньги получены продавцом, что он должен письменно подтвердить. Если у покупателя на руках нет расписки, то риски утраты помещенных в хранилище средств – это его риски. Он, как хозяин денег, волен сам распоряжаться – доверить ли их банку в безналичном виде, либо арендовать ячейку, либо придумать еще какой-нибудь способ расчетов. Продавец же, если отразил в договоре реальные суммы и порядок расчетов, может при просрочке оплаты (пусть даже и при «форс-мажорных» обстоятельствах) поставить вопрос о расторжении договора».
Банкиры также осуждают операции с наличными и предлагают безопасные методы расчетов по сделкам с недвижимостью. «Это могут быть безналичные расчеты посредством аккредитива – всем участникам сделки будет понятно и известно, сколько денег банк должен будет перечислить на счет продавца после завершения сделки, – разъясняет Андрей Пименов. – Сторонам не нужно будет пересчитывать, проверять деньги перед сделкой и закладывать их в ячейку. Продавец получит деньги из кассы банка, а банк должен будет выдать эти деньги в любом случае. Однако такая схема расчетов широко на практике не применяется. Думаю, что произошедшее все-таки заставит и покупателя, и продавца пересмотреть свои взгляды на методы расчетов», – считает банкир.
Справка:
Аренда ячейки среднего размера на месяц для расчетов по сделкам с недвижимостью стоит около 2000 рублей. Открытие аккредитива (включая проведение всех стандартных операций) составляет 5000 рублей вне зависимости от суммы.
Павел Нетупский, Фонтанка.ру